На главную




Как создавалась гимназия


Начало гимназии. Первый год.
Бородина А.А.
Для меня гимназия началась с педсовета. Проходил он на квартире Наны Григорьевны. Собралось довольно много серьезных людей, мы ели что-то вкусное, обсуждали списки детей и чувствовали себя заговорщиками.
Тогда Игорь Вадимович пригрозил мне, что я буду вести русский язык в 1-ом и 3-ьем классах. Я так испугалась, что засела в Ленинку читать книги XIX века о том, как учить детей письму. Вычитала, что, в отличие от гусиных, металлические перья очень вредны для детского здоровья: письмо ими приводит к сильному напряжению руки и всего организма, к нервным расстройствам и всяким заболеваниям. Тут я испугалась так сильно, что разыскала знакомую мне по гимназии в Крылатском учительницу начальных классов, уговорила ее идти к нам работать.
Второй педсовет проходил летом (видимо, в июне) во дворе Николо-Кузнецкого храма. Помню, что было очень жарко, что присутствовала Ирина Георгиевна, ждавшая двойню. Еще помню, что меня тогда удивило, как обстоятельно беседуют разные начальники с приведенной мною учительницей, задавая ей все новые и новые вопросы. Со мной никто так долго не говорил, да и вообще - все равно ведь дети есть, а учителя нет, так что надо брать... Потом оказалось, что работала она у нас странно и недолго, вскоре тяжело заболела...
Еще помню, как нас с Ксенией Алексеевной в тот день ругали за то, что мы не можем посвятить себя целиком гимназии, не можем бросить наших детей в 91-ой школе...
Преподавать мне выпало в 5-ом и 7-ом классах, места для которых в Троицком домике не нашлось. Мы уже решили, что учиться они будут у нас дома (все-таки пятикомнатная квартира...), я даже рисовала с мамой план, как к нам добираться, чтобы раздать родителям. ... К счастью и для меня, и для детей, отец Аркадий вовремя узнал об этих планах и пригласил эти два класса учиться при Первой Градской.
Поначалу мы учились на третьем этаже. Пятый класс сидел в кабинете, в котором за решеткой стояли компьютеры. Седьмой в кабинете напротив, где была библиотека. На одной из перемен сестры нас кормили - и это было прекрасно. Помню, как строго они следили за тем, чтобы дети доедали все, что положили на тарелку.
Получилось так, что я была для этих двух классов чем-то вроде завуча: составляла расписание, вела журналы (в пятом классе, помню, была общая тетрадь с попугаем на обложке), принимала решения... Я была классным руководителем пятого, а в седьмом был отец Василий Секачев - тогда Василий Романович. С Игорем Вадимовичем мы созванивались почти каждый вечер, обсуждали происходящее.
Нагрузка у меня в тот год была приличная: если посчитать и завтраки, и физкультуру, то вместе с 91-ой школой получалось 30 часов в неделю. Через некоторое время я обнаружила, что, если мне приходится изменить расписание, я всегда сокращаю детям не русский (я была в ужасе от того, как некоторые из них неграмотно пишут), а литературу. Еще позже я поняла, что вообще на литературу меня не хватает - и очень благодарна Игорю Вадимовичу за то, что он мне поверил и нашел литератора.
Помню, как поразила меня разница между нашими детьми и теми, у кого я вела в 91-ой школе. Там были математики - умные, талантливые, начитанные, хватавшие все на лету. Они неплохо относились к литературе, но предпочитали задачки сочинениям. А гимназисты, которым было дано гораздо меньше, трудились, причем многие изо всех сил. Они пришли в свою школу и очень-очень старались, поэтому многие из них "росли" гораздо быстрее, чем одаренные математики, которым все давалось без особого труда.
Помню первое хулиганство, которое в любом другом месте, наверное, не имело бы таких серьезных последствий. Мальчики 5-го класса (Коля Зинков и кто-то еще) заперли изнутри кабинки в туалете и вылезли через верх. Что может подумать сестра милосердия, обнаружив, что кабинка не открывается? Какую страшную картину она может себе представить?.. Разбирательство было серьезным, это был один из немногих случаев, когда мы оказались в Троицком домике и я увидела всех остальных.
Не помню, в какое время нас перевели вниз, на второй этаж. Там кабинеты были уже не такими страшными, да и вообще места было как-то побольше. Правда, читать за завтраком стало труднее: нас кормили в проходном зале, а он вдвое больше трапезной на третьем этаже.
Как-то раз я заболела. Меня не было целый день, а вечером я узнала, что после каких-то детских шалостей учителя-мужчины решили, что гимназистам не хватает физкультуры и что она нужна каждый день. Поначалу это было непросто: на большой-большой перемене оба класса построить, одеть, вывести, потом заставить стесняющихся семиклассниц что-то делать руками-ногами... Но со временем эти пробежки мимо парка полюбили все. Каждый день мы выходили на улицу, добегали до спортплощадки, разминались, играли. Каждый день мы видели небо и деревья, знали, какая стоит погода... Помню вышибалы на свежей майской траве среди желтых одуванчиков... Со временем к этим разминкам стали подключаться профессионалы, иногда даже устраивали что-то отдельно для мальчиков, отдельно для девочек... После уроков мальчишки стали оставаться играть в футбол...
В седьмом классе учился Сережа Оников. Как-то раз в конце урока он меня спросил, можно ли носить в школу бритву. Я, разумеется, сказала, что нельзя. На перемене он вошел в класс, держа одной рукой другую: он достал-таки бритву и сильно порезал ладонь...
Наступил Великий пост. Кажется, на первой неделе нас не кормили: морили тараканов. Помню, как в понедельник мне пришлось несколько раз переносить физкультурную перемену из-за того, что служба в храме все длилась и длилась. Тогда не было второго выхода, и мы приходили и уходили через храм. Я сказала детям: "Неудобно, люди там молятся, а мы пойдем через храм с нашим мячиком..." Назавтра я узнала, что Сережа Оников понял это как какой-то канонический запрет: после уроков, чтобы сыграть в футбол, выбросил мячик из окошка, а после футбола, чтобы не проносить мяч через храм, полез с ним в окно... Застал его за этим занятием кто-то из старших сестер, очень строгих...
Как-то раз в начале марта к нам на завтрак пожаловали Игорь Вадимович с Наталией Сергеевной. Я решила, что это неспроста: не иначе как хотят чего-то серьезного просить у отца Аркадия. И действительно: пожарник выгнал всех из Троицкого домика, нашли музыкальную школу, но для третьего класса места там не хватило. Помню наш визит к Мариэтте Тажатовне. Кажется, мы были у нее вдвоем с Владимиром Павловичем. Мы мягко пытались ее упрашивать, но стояла она твердо: для наших трех классов в этом году места нет.
Так нас стало больше. Мне досталась еще каллиграфия в третьем классе (сбылась-таки угроза Игоря Вадимовича), но я вела ее с удовольствием.
Где-то к весне стало ясно, что седьмой класс очень неоднороден: были там и талантливые дети, были обычные, а были и такие, которым обучение давалось с огромным трудом. В их знаниях было столько пробелов, что учить их вместе со всеми было невозможно. Решили на некоторые предметы отделять 7 "б" от остальных. Поскольку отдельного помещения для этих четверых несчастных временами не было, занимались с ними то в проходном зале, то на улице. Помню русский язык на каком-то поваленном дереве за храмом: все цветет, птички поют, собачки бегают, тетрадки падают с колен, дети отвлекаются...
Хоть мне и очень тоскливо было без остальной школы, страшно временами без начальства, - а все-таки хорошее было время...




Буклет, представленный ниже, также может дополнить представление об истории гимназии.


Текст буклета (1996 год)
Традиционная Гимназия учреждена в 1992 г. Православным благотворительным братством во Имя Всемилостивого Спаса как негосударственное образовательное учреждение. Гимназия имеет лицензию Московского департамента образования на ведение образовательной деятельности и прошла государственную аккредитацию. Традиционность развиваемой в Гимназии системы образования определяется следующими основными принципами:
o возврат к культурным и духовным ценностям нашего Отечества;
o традиционная для русской школы опора на Православие в обучении и воспитании детей;
o ориентация на общепринятый, "школьный" объем знаний с непременным условием их полноценного усвоения;
o использование проверенных временем достижений русской и зарубежной педагогической науки.
Цель Гимназии - получение детьми полноценного среднего образования и воспитание их на основе духовно-нравственных принципов Православия. Мы видим свою основную задачу в том, чтобы вырастить верных Церкви, любящих свою Родину молодых людей, воспитанных в традициях высокой нравственности и трудолюбия. Кроме общеобразовательных дисциплин, составляющих полный курс средней школы, в Гимназии преподается Закон Божий, Священная история и церковно-славянский язык. Особое внимание уделяется церковному пению - православная Москва хорошо знает детский хор Братства во Имя Всемилостивого Спаса, в котором поют наши гимназисты. В Гимназии есть кружки лицевого шитья, вязания, плетения, резьбы, столярная мастерская.
Каждый год действуют летний и зимний лагерь Гимназии на Волге, где дети не только отдыхают, но и принимают посильное участие в восстановлении разрушенного храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Богослово. Великие православные праздники, Святки, первая неделя Великого Поста, Страстная и Пасхальная седмицы освобождены от занятий. К этим периодам приурочиваются каникулы. В свободное от занятий время дети вместе с учителями совершают паломничества по святым местам Москвы, Подмосковья и других областей России, ходят в походы, участвуют в экскурсиях. Наша Гимназия - большая семья детей и взрослых, объединенных духом Христовой любви. Ребенок знает, что он любим, защищен от зла, царящего в мире.
Традиционная Гимназия была создана на основе сложившегося коллектива учителей высокой квалификации, имеющих многолетний опыт совместной работы в ряде московских школ и внешкольных учебных
заведений. Некоторые из них совмещают преподавание с работой в различных научных или высших учебных заведениях Москвы; из 40 учителей Гимназии 8 имеют ученые степени.

В настоящее время в Гимназии имеются все классы от 1-го до 11-го, в которых обучаются 180 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Из 37 выпускников Гимназии 30 поступили в высшие учебные заведения (в том числе в Московский государственный университет, Медицинскую академию, Государственный педагогический университет, Московский инженерно-физический институт, Свято-Тихоновский богословский институт), остальные - в музыкальные, художественное и медицинское училища. К сожалению, возможности приема в Гимназию ограничены, так как она пока не имеет своего помещения.
Мы будем благодарны всем, кто захочет помочь нашей Гимназии устоять и окрепнуть, а нашим детям - получить прочные, современные знания на основе Православной веры и христианского понимания мира.





"Это прекрасное здание, украсившее правобережье Яузы, было возведено менее, чем за год. Здесь расположена православная Традиционная гимназия, торжественное открытие которой состоялось в начале сентября. Здание освятил Светлейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в присутствии мэра Москвы Ю.М. Лужкова.
В гимназии преподаются обычные общеобразовательные предметы и 1-2 часа в неделю вероучительные предметы - "Закон Божий", " Священное писание".
Сейчас в гимназии обучаются более 200 человек. В ближайшее время состоится освящение домового храма в честь новомученика Российского митрополита Петра (Полянского)".

В качестве дополнительной информации по истории нашей гимназии предлагаем посмотреть фотоматериалы, подобранные по темам:




10 лет Гимназии
Речь директора гимназии отца Андрея
Любой Юбилей - это одновременно и определенное подведение итогов и начало нового этапа в жизни, и десять лет - это срок обучения в школе одного ребенка. Можно сказать, что в этом году Наша гимназия "окончила школу". История гимназии началась, как уже сказал Николай Евгеньевич, задолго до ее основания, уже в 1982-году, когда несколько православных семей попытались собрать своих детей в стенах одной из московских школ № 91. Именно из этой школы во вновь учреждаемую Гимназию перешли первые ученики и некоторые преподаватели. Безусловно, первой и наиболее главной целью в обучении детей в Гимназии было поставлено православное церковное воспитание и образование. Именно на это были направлены основные усилия отца Владимира, Николая Евгеньевича, Владимира Павловича. Непосредственное же возникновение нашей школы относится уже к 1992 г., когда начались первые занятия в Троицком доме, близ храма Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке (ныне здание "Православного слова"). В гимназии училось около 50 учеников и трудилось около 30 преподавателей и сотрудников. Это время, очевидно, можно назвать героической страницей истории становления школы, потому что тогда, десять лет назад, в школе практически ничего не было, и условия ее жизни были очень сложными. Именно тогда школу возглавил Игорь Вадимович Артамкин, и в руководстве гимназией ему оказывали помощь Нина Афанасьевна и Наталья Сергеевна. В этот год в школу пришли и первые педагоги: Оксана Вениаминовна, Юлия Васильевна, Любовь Васильевна, Андрей Владимирович Близнюк (отец Андрей), Юрий Леонидович Ореханов (отец Георгий), Василий Романович Секачев (отец Василий), Алексей Николаевич Куракин и ряд других. Эти люди сделали очень многое для последующего развития и улучшения гимназии. В этот 1992/1993 учебный год и состоялся первый выпуск шести учащихся, среди них были и нынешние преподаватели школы: Александра Игоревна и Филипп Александрович.
В следующем учебном году из-за неблагополучных противопожарных условий гимназия была вынуждена переехать в помещения при Больничном храме при Первой градской больнице (5-е и 7-е классы) и одновременно - в классы одного из этажей Музыкальной школы им. Мясковского (директор Мариэтта Тажатовна). С 1995/1996 учебного года гимназия располагалась в здании этой Музыкальной школы, и лишь в 1998 году переехала в нынешнее здание, специально построенное для гимназии. За несколько лет перед этим по классам дети начали читать молитву о даровании школе нового здания, которое, можно сказать, чудом появилось у школы.
Поскольку мое выступление носит в определенной мере официальный характер, хочу привести некоторые цифры. За десять лет существования гимназии её окончило около 140 детей, на данный момент в ней учится почти 380 школьников, преподает 70 педагогов (9 кандидатов наук, одни заслуженный учитель России) и трудится 30 сотрудников. Сохраняются тесные связи Гимназии со "старшим братом"- (свят. Тихон и свят. Петр) - ПСТБИ. 34 выпускника Традиционной гимназии поступили в ПСТБИ. Четверо выпускников гимназии и ПСТБИ являются преподавателями Института, 7 выпускников гимназии и ПСТБИ являются преподавателями гимназии.
Выпускники гимназии продолжают свое обучение в самых разных институтах Москвы. 31 выпускник поступил в Московский государственный университет. Другие учатся в Медицинском Институте, Институте дружбы народов, Академии им. Сеченова, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИЭМ, РПУ, РГГУ, МАИ, МГПИ, МАРХИ, МИСИС, Тимирязевской академии, Художественной академии им. "Сурикова.
Радуясь успехам наших выпускников, хочется выразить надежду, что они будут также успешно преуспевать на духовном поприще, как и на образовательном.

Освящение и установка мозаики на фасад здания гимназии 17 и 19 апреля 2004 года


В октябре 2007 года прошли юбилейные торжества, посвященные 15-летию гимназии.




На главную