В начало Педагогическая мастерская На главную

Программа

І Изобразительное искусство и художественный труд,основы народного и декоративно-прикладного искусстваІ

Учитель начальных классов школы № 1936 г Москвы Ломакина М.В.

Пояснительная записка.

Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали жизнь школы необычайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание школьных предметов. Все больше и больше распространяется такая практика, когда трудовое обучение частично сливается с изобразительным искусством, частично (в виде конструирования) присоединяется к математике, и как самостоятельный учебный предмет просто не значится в расписании уроков.

В данной программе также предлагается объединить трудовое обучение и изобразительное искусство, но так, чтобы они взаимодополняли друг друга.

Народное искусство, рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Именно поэтому творчество народных мастеров Дымкова, Полховского-Майдана, Хохломы, Гжели, Городца и других промыслов, а так же история народного костюма, символика орнамента являются основой изучения на этих уроках.

Уроки изобразительного искусства и трудового обучения объединены одной тематикой, что позволяет учителю наиболее полно познакомить с тем или иным народным промыслом; разбудить у детей внимательное, по-настоящему эстетическое (“бескорыстно-заинтересованное”) отношение к природе; формировать у ребенка в каждом, конкретном деле начатков мастерства.

Во втором классе ставится более широкая задача: приобщение детей к искусству, знакомство с жанрами живописи, скульптурой, графикой. Основным направлением работы в 3 классе является знакомство с жизнью и творчеством художников (используется “Цикл фильмов – лекций о жанрах живописи”).

Главной целью программы является не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство.

Ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.

Тематическое планирование уроков.

1 класс.

I четверть

Изобразительное искусство Художественный труд
1.Рисунок по представлению “Какого цвета радуга?” 1.Аппликация “Дары осени” (выполняется способом вырывания).
  2-3.Аппликация “Воспоминания о лете” (вырезание по трафарету).
2.Рисунок по воображению “Петушок”. Сказка В. Сутеева “Петух и краски”. 4.Лепка. Барельеф “Петушок”.
  5. Лепка. Животные, которых мы знаем.
3.Урок-сказка о красках. 6-7. Мозаичные узоры.

Составление коллективной композиции.

4.Рисунок по представлению.

“В сказочном подводном царстве”.

8.Знакомство с искусством Оригами. Создание коллективной композиции “Аквариум”.
  9.Экскурсия “Краски осени”.
5. Рисунок по памяти “Золотые краски осени”. 10.В стране Листопадии. Аппликация из осенних листьев “Падают, падают листья…”
  11.Мозаика из осенних листьев “Сказочные превращения листьев”.
6.Рисование элементов декоративного оформления глиняной игрушки на примере дымковской игрушки. 12-13.Лепка. Игрушки-свистульки из глины.
7. “Игрушки из глины”. Роспись игрушек элементами дымковской росписи. 14. Работа с природным материалом “На лесной полянке”.
  15. Оригами “Игрушечный сказочный домик”.
8-9. “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Три медведя”.

1урок. Рисунок эпизода к сказке в карандаше.

2 урок. Выполнение рисунка в цвете.

16-17.Оригами. Изготовление фигурок животных (лиса, заяц, лягушка и т.д.)
  18. Аппликация по сказке “Теремок” (используются поделки, изготовленные на предыдущих уроках).

II четверть

1.Декоративное рисование “Мы в гостях у мастеров Полховского-Майдана”. 1.Аппликация по мотивам растительных узоров “Сарафан для матрешки”.
  2.Конструирование из бумаги “Веселый хоровод матрешек”.
2.Декоративное рисование “Русская матрешка”. 3-4. Мозаика из пуговиц.

Учимся пришивать пуговицы.

3-4. “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “Гуси-лебеди” (2 урока). 5.Лепка гуся по игрушке (комбинированным способом).
  6-7.Лесная скульптура “Сова”, “Лесовичок”(работа с природным материалом).
  8.Аппликация “Снегопад на улице” (способом вырывания).
5. “Веселое слово Хохлома”. Знакомство с работами мастеров хохломской росписи. 9.Лепка. “Декоративная посуда”.
  10-11.Конструирование (картон). Изготовление карандашницы.
6.Декоративное рисование “Разноцветная посуда”. Роспись карандашницы элементами хохломской росписи. 12-13. Елочки и звезды. Новогодние композиции.
7.Тематическое рисование “Чудеса зимы-красавицы”. 14.Урок-игра “Сказочные фигурки из снега” (конкурс на лучшую снежную фигуру)

III четверть

1. Тематическое рисование “Зимние забавы”. 1.Аппликация “Танец снежинок” (симметричное вырезывание).
  2-3.Игрушка “Веселый снеговик” (изделие из помпонов).
2. Декоративное рисование. Узор для платья Снегурочки и Снежной королевы. Знакомство с народными орнаментами народов Севера. 4-5. “Воздушные узоры”. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Украшение из тесьмы-сороконожки (имитация под кружево).

3-4. “Мы рисуем сказку”. Иллюстрирование русской народной сказки “ Лиса и заяц”. 6-7.Оригами. Аппликация к сказке.
5. Декоративное рисование “Синие цветы Гжели”. 8-10.Чайный сервиз для куклы.

Знакомство со способом изготовления поделок из папье-маше.

6.Декоративное рисование “Сервиз для любимой куклы”. Украшение изделий из папье-маше элементами росписи Гжели. 11-13. Лоскутная мозаика. Знакомство с народным прикладным искусством – шитьём из лоскутков. Изделие “Лоскутная змейка”.
7-8.Тематическое рисование “На городской улице”. 14. Конструирование моделей автомашин из геометрических форм.

15. Техническое моделирование из деталей пластмассового конструктора.

16.Конкурс на лучшую модель автомобиля.

9.Декоративное рисование “Сказочная птица”. 17. Оригами. Жар-птица.

Создание композиции по сказке “Иван-царевич и серый волк”.

10. Тематическое рисование “Прилет птиц”. 18-19. Изонить. Заполнение угла, заполнение окружности. Панно.
  20.Лепка. Учимся у народных мастеров. Весеннее печенье “Тетёрки”.

IV четверть

1.Тематическое рисование “Космическое путешествие”. 1-2.Техническое моделирование. Урок-игра “В воздухе бумажная флотилия”.
2.Декоративное рисование “Умелец, да рукоделец сам себе и людям радость приносит”. Знакомство с элементами городецкой росписи. 3.Сказочные фигурки из камешков.

4-5.Ваза,карандашница,баночка для мелочей из веревочек (шпагата).

3.Декоративное рисование “Сказочное окно”. Роспись элементами городецкой росписи. 6.Куклы из соломки.
4-5.Иллюстрирование русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Изготовление декораций к сказке. 7-8. Теневой театр. Изготовление фигурок животных для постановки сказки “Волк и семеро козлят”.

9-10.Игрушки из спичечных коробков. Знакомство с мастерами топорно-щепной игрушки “федосеевской балясины”.

6.Декоративное рисование. Роспись игрушек весёлым орнаментом (федосеевская балясина). 11-12.Конструирование из сложенного листа бумаги и картона. “Зоопарк”.
7.Декоративное рисование “Воин-богатырь”. Знакомство с искусством художников Палеха. 13-14.Птица-солнце.
8.Тематическое рисование “Праздничный салют” (восковые мелки). 15. Календарь дней рождения.
9.Рисунок по воображению “ А для чего нам светит солнце?”. 16. Аппликация-плакат “Пусть всегда будет солнце!”

2 класс.

I четверть

1.Беседа “Происхождение искусств на земле”, Фильм-лекция о жанрах живописи. 1-2.Мозаика из бумаги.

Составление композиции по теме “Вот оно какое наше лето!”

2.Тематическое рисование “Попрощаться с теплым летом”. 3-4.Работа с природным материалом. Аппликации из осенних листьев и плодов “Осенние фантазии”.
3.Рисование с натуры “Золотая осень”. Листья сложной формы. 5-6. Мозаика из соломки.

1/Обработка материала, нанесение эскиза для будущей композиции.

2/Работа над мозаикой.

4.Тематическое рисование “Падают, падают листья…” 7-8. Папье-маше. Изготовление объемной игрушки матрешки.
5-6.Декоративное рисование “Русская матрешка”.

Орнаментальная роспись на основе декоративного обобщения цветов, листьев, ягод.

Изобразительные загадки про матрешку.

9. Геометрические фантазии. Изготовление силуэтных макетов и моделей машин, ракет и т.д.

10. Конструирование из деталей конструктора.

11-12. Работа с берестой.

Берестяной туесок.

Создание композиции “Дары леса” с использованием засушенных плодов, листьев, искусственных цветов.

7.Цикл “Беседы о жанрах живописи”.

Фильм-лекция “Сказка”.

13-14.Художественное конструирование из бумаги. Искусство изготовления бумажных цветов.
8.Урок –сказка “Сказочный образ”. 15-16. Работа с чашуйками шишек и иголками хвойных деревьев “Лесные диковинки”.
9. Иллюстрирование сказки Гаршина “Лягушка-путешественница”. 17-18. Приемы художественной обработки бумаги. Оригами. Объемная аппликация “Цапля”.

II четверть

1.Волшебный мир красок. Работа с восковыми мелками “Золотая рыбка”. 1-2. Искусство оригами. Изготовление коллективной аппликации “В сказочном подводном мире”.
2.Цикл “Беседы о жанрах живописи”.

Фильм-лекция “Натюрморт”.

3-6. Работа с тканью “Лоскутная мозаика”. Изготовление прихваток по выбору: “Клубника”, “Яблоко”, “Груша”.
3. Рисование с натуры. Натюрморт. Ваза с фруктами. 7. Работа с тканью. Пришивание пуговиц. История пуговиц.
4. Декоративное рисование. Эскиз росписи разделочной доски элементами городецкой росписи. 8. Декоративно-прикладное искусство. Лепной пряник, пряничные доски.
5-6.Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина “О царе Салтане…”. 9-10.Художественное конструирование из сложенного листа бумаги и картона. Изготовление моделей кукол по сюжетам народных сказок.

11-12.Мастерская деда Мороза. Изготовление фонарика на основе круга.

7. Тематическое рисование “Мы лепим снеговика”. Рисование фигуры человека в динамике. 13-14. Изготовление объемных фигурок Деда Мороза и Снегурочки из основы конуса.

III четверть.

1.Цикл “Беседы о жанрах живописи”. Фильм-лекция “Пейзаж”. 1.Работа с разными материалами. Игрушки из волокон “Семейство пингвинов”.
2.Тематическое рисование “Поёт зима аукает”. 2-5.Работа с тканью.

Мастерская мягкой игрушки.

3. Рисование с натуры и по представлению игрушек зверей ( заяц, лиса, медведь, собачка и т.д.). 6. Лепка.

Объемное изображение животных и зверей родного края.

4.Плакат “Цирк”. Звери выступают в цирке. 7-8.Оригами. Изготовление фигурок животных. Аппликация.
5-6.Тематическое рисование “На улицах нашего города”.

1/Понятие о перспективе. Выполнение эскиза в карандаше.

9.Техническое моделирование из деталей конструктора.

10.Геометрические фантазии. Изготовление игры “Танграм”.

11-12.Работа с тканью. Мартишоры (букетик цветов из ниток).

7.Декоративное рисование “Сказочный букет”. Жостовские подносы. 13-14.Художественное конструирование из бумаги. Открытка с секретом.
8.Цикл “Беседы о жанрах искусства”. Фильм-лекция “Портрет”, “Автопортрет”. 15-16. Макраме. Основные узлы и цепочки.
9.Рисунок по представлению. Портрет мамы (бабушки). 17-18. Работа с разными материалами (шпагат, шнур, пуговицы). Настенное украшение “Сова”.
10. Иллюстрирование художественных произведений Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”. 19-20. Мозаика из бумаги. Коллективное изготовление мозаичного панно “Здравствуй, весна!”

IV четверть

1.Рисование с натуры грача. 1-3.Макраме. Декоративное настенное изделие “Сова”.
2.Тематическое рисование “Весна. Птицы прилетели”. 4-5.Техническое моделирование из бумаги. Модель ракеты.
3.Рисование по представлению “Путешествие в космос”. Восковые мелки, акварель. 6.Конструирование из деталей конструктора. Модель самолета.
4.Декоративная роспись пасхального яйца. Мастерство художников Палеха. 7.Конструирование из бумаги. Коробочка для мелких вещей.

8-9. Художественная обработка металла. Чеканка. Украшение крышки коробки.

5.Цикл “Беседы о жанрах живописи”. Фильм-лекция “Историческая картина”. 10.Лепка. Декоративная маска.

Знакомство с масками как видом декоративно-прикладного искусства.

6.Тематическое рисование “Праздничный день”. 11-12.Коллективное изготовление аппликации-плаката “Пусть всегда будет солнце!”
7.Иллюстрирование сказки. 13-14.Работа с тканью. Колпачок грелка для яиц.
8.Рисование с натуры. Натюрморт “Ваза с цветами”. 15-16. Работа с картоном и бумагой. Куклы-марионетки.
9.Цикл “Беседы о жанрах искусства”. Фильм-лекция “Авангард”. 17-18. Аппликация из ткани. Настенное панно.

3 класс

I четверть

  1.  
  2. И. Шишкин “Лесные дали”.

Рисование по представлению “Мои летние каникулы”.

1-2.Открытки,украшенные природными материалами.
2-3.Декоративно-прикладное искусство. Знакомство с жостовским промыслом.

А) Динамическая композиция: размещение на фоне разного формата (круг, полоса, квадрат) листьев, трав, цветов.

Б) Эскиз росписи бумажного подноса “Осень”.

3-4.Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами “Ваза с цветами”.

5-6. Работа с соломкой. Выпуклая аппликация “Бабочка”.

4-5. Пейзаж. И. Левитан “Золотая осень”, “Слободка”.

Коллективная книжка- картинка об осени. Рисунок, навеянный поэтическим произведением.

7-8. Куклы-марионетки.

9-10. Фигурки животных из скрученной полоски бумаги (серпантина).

6. Выполнение с натуры и по памяти рисунка игрушек животных. 11-12. Игрушки из спичечных коробков.
7. Декоративно-прикладное искусство.

Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного изображения животных (цветная бумага, гуашь). Ознакомление с искусством резчиков пряничных досок.

13. Лепка. Барельеф “Петушок” ( или по выбору учащихся).

14. Техническое моделирование из деталей механического конструктора.

8-9. Васнецов В.М. “Алёнушка”, “Иван царевич на сером волке”.

Иллюстрирование сказки, прочитанной летом ( по выбору учащихся).

15-16. Оригами. Образ человека в сказочных сюжетах. Складывание фигурок Ивана-царевича и Алёнушки.

17-18. Складывание фигурок лягушки, козлёнка.

Создание аппликации по сказкам “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”.

II четверть

1.Декоративно-прикладное искусство. Русский лубок.

Буквица, как элемент оформления книги. Выполнение эскиза заглавных букв к сказке.

1-2. Аппликация из ткани.

Настенное панно.

2-3. Натюрморт. Хруцкий И.Ф. “Цветы и плоды”, Лентулова А. “Натюрморт. Овощи.”

Рисование натюрморта “Дары осени”.

3-4.“Весёлые зверята”. Настенные украшения.

5-6. Изготовление игрушек из яичной скорлупы (заяц, мышка, утята, слон).

4. Художники – графики. Понятие о светотени. Рисование с натуры шара, куба (карандаш). 7-10. Оригами. Отображение в поделках разнообразия животного мира. Создание тематической композиции “Зоопарк”.
5-6. Иллюстрирование басни Крылова И.А. (по выбору учащихся). 11-12. Рождественские оригами “Звезда”, “Колокольчик”.
7-8. Крылов Н.С. “Зимний пейзаж”, Пластов А. “Первый снег”

Коллективная книжка – картинка о зиме. Рисунок, навеянный поэтическими произведениями.

13-14. Новогодний подарок “Дед мороз”.

15. Мозаика из окрашенных яичных скорлупок “Снеговичок”.

16. Изделие из конусов “Разборная ёлочка”.

III четверть

1-2. Выполнение набросков с натуры фигуры человека в разных движениях. 1-4.Работа с тканью. Куклы-перчатки. Изготовление кукол для постановки русской народной сказки.
3-4. Ломоносов М.В. “Полтавская баталия”. Знакомство с творчеством палехского художника И. И. Голикова.

Иллюстрирование поэмы М. Ю. Лермонтова “Бородино”.

5-6. Аппликация из волокнистых материалов на объёмных жестких формах. Карандашница (используется флакон от шампуня, верёвка бельевая, тесьма, ткань).

7. Техническое моделирование. Сборка из деталей конструктора различных моделей машин.

5. Выполнение набросков с натуры и по представлению игрушечных легковых машин, тролейбусов, автобусов. 8-10.Техническое моделирование. Конструирование из бумаги и картона объёмной модели автомобиля.
6. Рисунок по представлению “Мой город”. 11-12.Работа с отходами полимерных материалов. Мартинички из кругов.
7. Выполнение с натуры набросков птиц (грач, сорока, ворона, дятел). 13-16.Работа с тканью. Техника вышивания. Салфетка.

А) Вышивание односторонней гладью.

Б) Вышивание крестом.

8-9. Саврасов А.К. “Грачи прилетели”, Венецианов А.Г. “На пашне весна”, Левитан И.И. “Весна – большая вода…”

Коллективная книжка – картинка о весне. Рисунок, навеянный поэтическими произведениями.

17-18 Оригами. Композиция с птицами.
10. Ознакомление с произведениями прикладного искусства, в которых использованы декоративные птицы (вышивка, резьба, мозаика, роспись).

Сказочная жар-птица.

19-20. Лепка и роспись фигурки сказочной птицы в стиле одного из промыслов.

IV четверть

1-2. Декоративно-прикладное искусство. Рисование с натуры букета из весенних веточек в вазе, расписанной гжелью. 1-4. Ажурные нитяные изделия по технологии “кокон” (цыпленок, сова, рыбка – принцесса).
3-4. Рисование на тему “Полёт на другую планету”. Соколов “Посадка на Плутон”, “На Луне”, Леонов А. “Большая орбитальная станция”. 5-6. Техническое моделирование “Космическая ракета” (конструирование из бумаги и картона).

7-8. Оригами. Изображение космонавта. Тематическая композиция “На Луне”.

5-6. Создание диафильма по сказке Пушкина А.С. “Сказка о мёртвой царевне”.

Билибин И.Я. Иллюстрации к “Сказке о золотом петушке” и “Сказке о царе Салтане”.

9-10. Папье-маше. Матрешка. Роспись фигурки матрёшки.

11-12. Аппликация в технике мозаики с использованием бумаги.

7. Тематическое рисование “День победы”.

Монументальная скульптура. Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.

13-14. Работа с тканью. Куклы- напёрстки.
8. Линогравюра. Выполнение эскиза на свободную тему. 15-16. Техническое моделирование. Конкурс конструкторов моделей автомашин.

 

В начало Педагогическая мастерская На главную