назад в библиотеку

 ИСТОЧНИК: "МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Сборник статей" /Ред-сост. Н.Ю. Пахомова, - М.: Издательство МИОО, 2001, 132 с.

О.И. Заичкина, зам. директора ЦО «Юниор»

Из опыта проектной работы со школьниками в центре образования «Юниор»

Основным содержанием образовательной деятельности центра «Юниор» с первых дней его существования (с 1987 года) было обучение школьников новым информационным технологиям как в рамках курса «Информатика», так и в рамках программы профессиональной подготовки школьников старших классов в области компьютерных технологий.

На первых порах проектный метод обучения использовался преподавателями «Юниора» на последнем году обучения учащихся по специальности «Лаборант-программист». В учебном плане специально отводилось необходимое количество часов для разработки проекта (компьютерной программы), уровень которого часто можно было соотнести (по крайней мере в профессиональной части) с уровнем дипломных проектов, выполняемых выпускниками техникумов. Большинство преподавателей «Юниора» вышли из инженерной среды, поэтому и подход к проектной деятельности школьников был инженерный: от постановки задачи до защиты перед комиссией. Однако по мере приобретения педагогического опыта, по мере расширения технических возможностей учебных классов спектр проектов, выполняемых школьниками существенно расширился.

На сегодняшний день можно было бы привести следующую классификацию проектов, выполняемых в стенах «Юниора».

1. Индивидуальные проекты, выполняемые учащимися для закрепления навыков по отдельным темам программы.
Обычно время работы над такими проектами составляет не более 4-10 часов. Примером таких проектов могут быть:
• несложные компьютерные программы по обработке данных на Бейсике (преп. А.С.Покровский, Чмига М.А.),
• статические и динамические графические изображения (преп. Бицукова Е.Н.),
• создание рекламных объявлений (преп. Шатохина Е.В.),
• формирование пакета деловых документов виртуальной фирмы (преп. Терехова И.И.),
• создание иллюстрированных печатных материалов по различной тематике: сборников собственных стихотворений (преп. Покровский А.С.), методических материалов для работы за компьютером (преп. Давыдова Н.А.), толковых словарей (преп. Нечаева О.И.) и т.д.
Большая часть таких проектов выполняется учащимися 8-9 классов.

2. Индивидуальные проекты, выполняемые учащимися по различной тематике с использованием различных видов информационных технологий.
Обычно время работы над такими проектами составляет от 50 и более часов. Проект выполняется часто параллельно с освоением работы с не-обходимыми программными продуктами и техническими средствами. Примером таких проектов могут служить:
• компьютерные программы, выполненные на современных языках программирования (Паскаль, С++) по различной тематике, включая, безусловно, обучающие программы по школьным предметам (преп. Ерчиковская В.М., Воробьев Н.С.)
• Web-страницы по различной тематике, выполненные с использованием современных HTML редакторов (преп. Исаева О.В., Чмига М.А.. Николаева В.А.)
• презентации по избранной тематике, выполненные с использованием презентационной программы Power Point (преп. Николаева В.А.)
Такие проекты, как правило, выполняются учащимися выпускных групп (10-11 классов). Особенностью этих проектов является необходимость интеграции знаний учащихся в различных областях. Очень часто тематика проектов связана с областью будущих профессиональных интересов молодого человека, или совсем наоборот, работа над проектом вызывает дополнительный интерес к исследуемой теме. Представляется интересным опыт преподавателя Николаевой В.А., уже 3-й год сотрудничающей с преподавателями предмета «Астрономия» школ 646 и 690 нашего округа, по руководству проектной деятельностью учащихся в части подготовки рефератов и презентаций по астрономии, результаты которой защищаются учащимися на выпускном экзамене за курс средней школы.

3. Коллективные проекты, выполняемые небольшими группами учащихся (2-4 человека), в рамках изучения крупных разделов программы.
Время, затрачиваемое на подготовку таких проектов составляет от 10 до 20 часов. Работа над проектом также совмещается с изучением необходимого материала. Примером таких проектов могут служить:
• Создание виртуального производства по разделу «Компьютер в рабо-те менеджера» (преп. Чмига М.А.)
• Выпуск газет, журналов по разделу «Компьютер в работе журнали-ста» (преп. Афанасенкова И.Н.. Давыдова Н.А.. Прима И.И.)
• Имитация радио и телепередач по разделу «Компьютер в работе журналиста» (преп. Тюнина О.В.)

4. Коллективные и индивидуальные проекты, связанные с решени-ем проблем социальной адаптации молодежи.
Это относительно новый вид учебных проектов, тематика которых определена введением в программы обучения ЦО «Юниор» тем, связанных с повышением социальной компетентности выпускников школ. Эти проекты выполняются, как правило, учащимися 11 классов, уже получивших необходимые знания по трудовым отношениям и праву, технологии поиска работы, этике делового общения и др. Примером таких проектов могут служить:
• Имитация ситуаций: «Телефонные переговоры», «Прием посетителей» (преп. Куликова Л.И.), «Интервью с работодателем» (преп.Шатохина Е.В.)
• Разработка последовательности действий при устройстве на работу, начиная с выбора рода деятельности и заканчивая интервью (преп. Прима И.Л., Терехова И.И.)
Несмотря на существования таких различных по содержанию и форме проектов, выполняемых учащимися «Юниора», все они содержат обязательно следующие этапы:
• Обсуждение выбора тематики проекта с точки зрения его необходимости, реальности, актуальности, востребованности потребителем
• Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств с точки зрения эффективности, в том числе экономической
• Планирование своей деятельности
• Презентация результатов
• Обсуждение презентации в группе
Достоинства использования проектного метода давно оценены преподавателями нашего центра. К ним можно отнести:
• повышение мотивации в получении дополнительных знаний не только по предметам, изучаемым по программе,
• получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, (что, к сожалению, отсутствует у большинства наших школьников), в том числе с использованием средств Интернет
• повышение самооценки,
• предоставление возможности самореализации,
• развитие творческих способностей,
• воспитание умения работать в коллективе как в качестве лидера, так и рядового члена команды,
• получение первых навыков презентации себя и своей работы в раз-личных формах: устной, письменной, с использованием новейших технических средств
• получение навыков поведения как в роли критикующего, так и в роли критикуемого.
Безусловно, работа преподавателя в качестве руководителя проекта требует больших временных, интеллектуальных и эмоциональных затрат. Кроме того, часто перед преподавателем стоит дилемма между выбором проектного метода и необходимостью проработки программных материалов, не всегда время позволяет сделать и то, и другое качественно, поэтому приходится жертвовать некоторыми знаниями и умениями учащихся в расчете на то, что опыт, приобретаемый ими во время выполнения проекта, позволит компенсировать упущенное самостоятельно и часто более эффективно, так как, самое главное, с нашей точки зрения, что они получают – это метод самостоятельного обучения и решения проблем. В современных условиях, когда каждый вынужден постоянно повышать, а иногда и менять свою квалификацию такие умения становятся определяющими в успешном выстраивании собственной карьеры, а значит, и жизни.
 

назад в библиотеку   


 Последнее изменение: 06 мая 2006 22:35