назад в библиотеку

 ИСТОЧНИК: "МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Сборник статей" /Ред-сост. Н.ЮПахомова, - М.: Издательство МИОО, 2001, 132 с.

М.Ю. Бухаркина, зав. учебной частью Московской технологической школой ОРТ №326, кандидат педагогических наук

«Организация общешкольного образовательного проекта как новый методический подход в организации учебно-воспитательной работы в школе»
(Тезисы доклада)

1. Изменение социального заказа школе обществом вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

2. Личностно-ориентированный подход к управлению учебно-воспитательным процессом в МТШ ОРТ реализуется применением новых педагогических технологий:
 разноуровневой дифференциацией;
 использованием современных информационных технологий;
 метода проектов;
 обучение в сотрудничестве;
 зачетной системы контроля знаний.

2а. Причины и необходимость организации разноуровневого обучения в МТШ ОРТ.
• Необходимость решения новых задач, поставленных обществом перед школой: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать, и критически воспринимать вольно или невольно полученную информацию, обмениваться ею, ориентироваться в быстро изменяющемся информационном пространстве; четко определять приоритеты, уметь самостоятельно повышать свою квалификацию в соответствии с экономическими флуктуациями рынка рабочей силы.
• Наличие альтернативных школ, авторских программ, различных уровней базовой подготовки вновь поступающих учащихся.
• Организация возможности получения как базового, так и продвинутого образования по различным предметам в соответствии с желанием и способностями учащихся.
• Создание более доброжелательной атмосферы в школе; условий, способствующих развитию способностей учащихся на разных уровнях по разным предметам; снижение перегрузки учащихся.

2б. Проблемы организации разноуровневого обучения .
• Проблемы организации дня. Необходимо четко продумать нагрузку учителей, дневную нагрузку учащихся.
• Проблемы определения уровней. Необходимо разработать тесты в соответствии с требованиями каждого уровня..
• Проблемы координации прохождения учебной программы. Разноуровневое обучение не предполагает изучения содержательно разного материала.
• Проблемы подбора кадров. Основная проблема в отказе от авторитарного метода преподавания. Не все учителя морально к этому готовы.
2в. Использование современных информационных технологий не должно быть самоцелью. Компьютеры, локальные и глобальные сети, сканеры, факсы, и прочая современная техника - лишь хорошее подспорье учителю и администратору в решении задач школы. Информационные ресурсы Интернет в помощь школе (Демонстрация слайд-шоу).

2г. Технология "Метод проектов". "По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" (проф. Полат Е.С.).

2д. Технология "Обучение в сотрудничестве". "Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни." (проф. Полат Е.С. "Новые педагогические технологии").

2е. Зачетная система контроля знаний
• Использование технологии зачетной системы оценки и контроля знаний учащихся нацелено на решение задач школы.
• Организация промежуточных и итоговых зачетов и контрольных срезов знаний помогает учащимся планировать свое время и избегать перегрузок, воспитывает самодисциплину.
• Контроль за проведением зачетов и сбор педагогической информации - важное звено работы администрации школы. Создание общешкольной базы данных. Административный контроль за качеством обучения - это анализ педагогической информации, посещения уроков, рейтинговые социологические опросы.
• Залог успеха в применении методики разноуровневого обучения - слаженная работа методических объединений, возможная лишь при условии команды единомышленников.

3. Организация межпредметных проектов. Организация работы учащихся с использованием вышеупомянутых технологий позволяет поставить в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика. Опыт организации работы по проектам в МТШ ОРТ: методика работы по индивидуальным проектам (на примере англ. языка), проект "Конституции США и России". Демонстрация оформления проекта на школьном сервере.

4. Организация общешкольного проекта. Классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса становится сдерживающим фактором в решении поставленных задач (см. пункт 2а). Для частичного преодоления этого затруднения необходимо сделать следующий шаг - организовать работу ВСЕХ учителей школы и ВСЕХ учащихся в едином общешкольном образовательном проекте в урочное и вне-урочное время. Примеры общешкольных проектов:

• Междисциплинарный общешкольный проект "Транспорт Мегаполиса".

5. Проектный день. Общешкольный проект - это все еще классно-урочная система, хотя и сильно ослабленная. Следующий шаг - организация работы ВСЕХ учителей и учащихся в общешкольном проекте разновозрастных групп учащихся по единой теме в течение всего дня - Проектный День. Нет уроков, нет предметов в традиционном понимании. Демонстрация схемы развития и организации общешкольного образовательного проекта вне классно-урочной системы.

• Проектный День «Школа прошлого, настоящего и будущего»


6. Вывод: новые социальные задачи вызвали необходимость применения новых педагогических технологий, в частности: обучение в сотрудничестве и метода проектов, которые в свою очередь вызвали необходимость применения технологии разноуровневого обучения, организации общешкольных проектов и в результате попытку отказа от классно-урочной системы преподавания.
 

назад в библиотеку   


 Последнее изменение: 06 мая 2006 22:36