назад в библиотеку

 ИСТОЧНИК: "МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Сборник статей" /Ред-сост. Н.Ю. Пахомова, - М.: Издательство МИОО, 2001, 132 с.


А.В.Белов, лидер области взаимодействия «Подходы к учению» Московской гимназии №45

Создание персональных проектов в школах Международного Бакалавриата на примере Московской гимназии №45

Данная статья представляет собой обобщение опыта по созданию персональных проектов учащимися нашей школы. Школа вступила в программу средних лет Международного бакалавриата (МБ) в 1996 году. За это время в программе было два выпуска: в 1997/98 и 1998/99 учебных годах. Программа основной школы МБ рассчитана на учащихся в возрасте 12-16 лет. В практике нашей школы она завершается в 9-ом классе. Создание персонального проекта является итогом образования в программе средних лет обучения. Что такое персональный проект? Это самостоятельная деятельность учащихся, продуктом которой может быть текст, изделие, представление, проведение уроков или занятий. При этом важно, чтобы ученик был глубоко замотивирован на создание продукта, у персонального проекта должен быть конкретный социальный адресат, и работа над ним должна осуществляться в режиме проектной деятельности. В понимании персонального проекта важно выделить, что он именно персональный, то есть ученик проявляет личные мотивы, ставит собственные цели и принимает персональную ответственность за осуществляемую им деятельность.

Для организации этой работы в школе в течение года проводятся два мероприятия. Первоеэто предзащита, которую мы проводим в конце первого полугодия. На предзащите ученики заявляют название проекта, кому он адресован, каковы цели его создания и необходимые средства, а также основные рубежи в выполнении плана-графика (deadlines). Это мероприятие разбивает деятельность на проектирование и собственно деятельность. Второе мероприятие - это презентация и защита проекта, когда учащийся предъявляет продукт деятельности и собственный рефлексивный анализ того, как эта деятельность осуществлялась.

Персональный проект как способ контроля радикально отличается от наших традиционных экзаменов за 9-ый класс. Собственно отличается и предмет контроля, так как при создании персонального проекта оцениваются разные виды деятельности, которыми овладел учащийся в программе основной школы. Последние и являются настоящим содержанием образования в этой программе. С этой точки зрения интересно сравнить персональный проект и выпускные экзамены за 9-ый класс как способы контроля, проявляющие, на самом деле, цели образования и его содержание. Сколько бы мы ни говорили о необходимости в изменении образовательной парадигмы в российской школе, в ней по прежнему контролируется лишь уровень обученности по нескольким предметам. Возможность выбора некоторых из них и разнообразие форм экзаменов эту ситуацию не меняет. Поэтому распространение опыта по созданию персональных проектов, как альтернативного типа контроля, замещающего хотя бы часть государственных экзаменов, на наш взгляд чрезвычайно актуально.

Персональный проект стягивает и объединяет многие смыслы образования в программе основной школы, которые следует выделить и разобрать.

1. В процессе создания проекта учащийся проявляет свои общеучебные умения и навыки, которые объединены в программе в области взаимодействия «Подходы к учению», такие как:
• способность к методичной работе и самоорганизации;
• самодисциплина;
• желание делать свою работу качественно;
• умение работать с разного типа текстами;
• коммуникативные навыки;
• умение отбирать информацию из разных источников;
• планирование своей работы и времени;
• представление результатов своей работы (презентация);
• анализ и рефлексия.

2. Социальная направленность проекта это результат деятельности в течение всего периода обучения в рамках области взаимодействия «Служение ближнему». Персональный проект должен быть нацелен на использование его конкретным человеком, и ученик должен аргументировано объяснить, кто и как будет его проектом пользоваться. Надо отметить, что это одна из самых сложных задач, и часто учащиеся, которые выбирают тему проекта, основываясь только на собственном желании, сталкиваются со значительными трудностями в поисках социального адресата. Нам кажется, что оптимальным определением тем проекта были ситуации, когда они возникали путем инсайта при осознании того, что интересное тебе может приносить кому-то еще реальную пользу.

3. Персональный проект можно рассматривать как опыт по ранней профессионализации, так как ученики часто выбирают темы проектов в той области, в которой они хотели бы получить дальнейшее образование и профессию. Соответственно, результатом этой работы может быть самоопределение ученика по отношению к этой профессии.

4. Учащийся, выполняющий персональный проект обязан выбрать супервайзера либо из числа работников школы, либо за ее пределами. Отношения супервайзера с проектантом представляют совершенно новую для нас модель отношений «учитель-ученик».
• супервайзер не несет никакой ответственности за результат деятельности учащегося;
• тип взаимодействия между учеником и супервайзером определяется потребностями проектанта в консультациях и экспертировании;
• ученик во взаимодействии с супервайзером является активной стороной;
• основной способ воздействия супервайзера на учащегося это открытые вопросы, направляющие его мыследеятельность.

5. Оценивание персонального проекта осуществляется по заранее известным ученикам и прозрачным для них критериям. При этом, большинство критериев ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Критериальное оценивание - это одна из системообразующих характеристик программы основной школы МБ.

6. При создании персонального проекта учащийся практически осваивает проектную деятельность как таковую. Для того, чтобы этот опыт был усвоен, супервайзерами и учителями должна быть организована рефлексия всех составляющих проектной деятельности. Ученик в процессе создания проекта учится целеполаганию, использованию адекватных подходов и ресурсов для выполнения поставленной задачи, составлению планов-графиков, поиску, сбору и анализу информации и рефлексии. Для определения того, что такое проект, и чем он отличается от непроекта, помогает введение понятия ФДП (фиктивный демонстративный продукт). Ученики хорошо его понимают и принимают, наверное потому, что часто сталкиваются с ним в жизни.

В 9-м классе очень результативными являются еженедельные занятия с учениками, которые проводят члены образовательной команды программы МБ. Основная цель этих занятий определение смысла проектной деятельности и позиционирование учеников, так как позиция проектанта для ученика в школе является абсолютно новой. Занятия должны быть выстроены в русле деятельностного подхода и проводиться в форме коллективной мыследеятельности, деловой игры, обсуждения реальных проектов.

За период функционирования программы основной школы МБ ученики защищали проекты, которые можно разделить на несколько групп.

1. Пособия для уроков и проведение занятий с их использованием. Это самая популярная форма проекта. Часто социальным адресатом заявляется учитель, и очень трудно убедить учеников в том, что конечными потребителями их проектов являются ученики. При этом интересно, что часто замысел проектов возникает непосредственно на уроках, на которых учащийся сам испытывает трудности при изучении того или иного материала. Так, Ирой Цыбиной была создана действующая модель кровеносной системы человека, так как она испытывала проблемы в понимании этого материала, изучая его только по учебнику и таблицам. Некоторые разработанные уроки неожиданно для самого проектанта оказывались методиками, которыми учителя нашей школы пользуются до сих пор. Например, Машей Богомоловой был придуман и проведен урок по работе с текстом в рамках занятий по «Подходам к учению».

2. Пособия и справочники, не относящиеся непосредственно к академическим предметам. Наташей Ерохиной был создан компакт-диск энциклопедия «45-ая школа: вчера, сегодня, завтра».

3. Занятия и игры с детьми. Проектом Насти Николаевой были занятия с детьми 2-6 классов по хореографии и подготовка их к публичному выступлению. Целью этих занятий являлось не только обучение танцам, но и раскрепощение детей. Проект Маши Гришиной представлял собой спектакль игровую лекцию для учащихся 1-ого класса. Целью этого проекта являлось обучение детей правилам безопасного поведения при взаимодействии с незнакомыми людьми на улице.

4. Изделия. Проект Киры Коган «Красочный мир» представлял собой две картины, выполненные в технике батик, предназначенные для оформления помещений детского сада. Юра Александров в качестве проекта выбрал усовершенствование собственного велосипеда с размещением своего изобретения в сети ИНТЕРНЕТ.

В целом надо отметить склонность наших учащихся к созданию интеллектуальных проектов, что, на наш взгляд, имеет и свои минусы. За сложностью и интеллектуальной насыщенностью проекта иногда бывает трудно выявить скелет собственно проектной деятельности.

В заключение, еще два вывода. Во-первых, очевидно, что проектная деятельность в школе должна быть выстроена во всей программе, в особенности на таких предметах, как технология. Эта работа нами еще только начинается. При этом надо учитывать, что у учеников 6-7 классов еще нет психофизиологических возможностей для выстраивания временной перспективы и целеполагания, а поэтому говорить об использовании проектной деятельности в полном объеме в этом возрасте нельзя. Тем не менее, можно развивать некоторые ее составляющие, такие как навыки презентации, рефлексию, умение анализировать и отбирать информацию, планировать свои дела и время. Во-вторых, работа над персональным проектом создает качественно новое пространство для педагогической деятельности, так как ученик максимально проявляет себя в выборе темы проекта, постановке целей, подборе средств, трудностях при определении социального адресата. Все это позволяет учителю строить свою педагогическую деятельность на новых основаниях, максимально использовать свой творческий потенциал и профессионально развиваться.
 

назад в библиотеку   


 Последнее изменение: 06 мая 2006 22:36