назад в библиотеку

Автор: Ягодинская Светлана Юрьевна,

зам.директора школы по информационным технологиям
                                                   ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы

 

 Образовательное информационно-технологическое сопровождение  ученического проектирования (Из опыта работы)

 

 

Введение

 

 Проблемы формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли, вопросы педагогического проектирования занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Становление указанной тенденции во многом зависит от способности учителя проектировать собственную профессиональную деятельность на основе новых, гуманистических принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.

Необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества  педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

В профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и исследовательские (создаваемые в ходе собственного педагогического поиска) элементы. Экспериментальная  деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности, открытия неизвестных закономерностей.

Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Педагогическое творчество учителя сегодня получает поддержку на разных уровнях управления: муниципальном, федеральном. Создана сеть школ - экспериментальных площадок, деятельность которых направлена на реализацию культурно-образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, определяющего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.

 

1. Разработка педагогического проекта.

1.1. Образовательное проектирование.

   В ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы уже второй год применяется проектный метод обучения, используемый в различных предметных областях: это и уроки по математике, английскому языку, истории, МХК, информатике и информационным технологиям, так и в воспитательной работе (кружки, студии, клубы). Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.

За этот непродолжительный период (а школа существует всего второй год) у педагогов выработалась некая схема педагогического  сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт.

В проекте, как правило, три субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки  школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.

Этап

Деятельность субъектов проекта

Смысл действий

Цели педагога

Определение проблемы

  1. педагог создает проблемную ситуацию
  2. ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта

1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики

2. обсуждение проблемы и задач проекта

Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы

Выдвижение гипотезы, решения проблемы

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению

 

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации,

Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль

Организация (планирование) хода проекта

  1. педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта
  2. ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ
  3. учитель ИТ

1.Помощь в рациональном планировании  проекта

2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления

-Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом,

-умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей

- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности

Реализация проекта

1.     педагог управляет реализацией

2.     ученики выполняют свою задачу

1. сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости

1.       работают в группах над поиском фактов, аргументов

Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

Оформление результатов проекта

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики оформляют проект

3.     учитель ИТ участвует в выборе способов оформления

  1. советует по вопросу  оформления, дизайна
  2. описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Развитие творческого отношения к оформлению работы,

Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий

Рефлексия

1.     педагог участвует в дискуссии

2.     ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

 

  1. помогает дать  оценку результату проекта
  2. выяснение необходимости доработки проекта

Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи

 

 

 

1.2. Информационно-технологическое сопровождение  ученических проектов учителем ИТ

 

Мне, как заместителю директора по  информационным технологиям, в первую очередь интересна роль и место учителя ИТ  в ученическом проектировании.

Хотелось бы отметить, что именно учитель ИТ дает участникам проектирования - как учащимся, так и педагогам, -  возможность использования ресурсов компьютера и компьютерных сетей.

Зачастую при проектировании учащиеся попадают в ситуацию, когда нужную для выполнения проекта информацию можно легко и просто найти в Интернете или на CD, но при условии, что имеется компьютер и определенный набор знаний и умений работы на нем.

Педагогическая деятельность учителя ИТ в этом случае может быть рассмотрена как последовательный набор ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, как спонтанно, так и преднамеренно. Единицей педагогической деятельности здесь выступает педагогическая ситуация, которая представляет собой продукт активного взаимодействия объективного состояния конкретной педагогической системы в определенном промежутке времени и поведения всех его участников. Ситуация является педагогической, если в ней ставятся задачи обучения, воспитания и развития ученика.

Представляет интерес определение В.В. Серикова (30): «Ситуация – особый педагогический механизм, который ставит ее участников в новые условия, трансформирующие привычный ход их жизнедеятельности, требующий от них новые модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации».

В контексте рассмотрения проектировочной деятельности учителя представляет интерес обращение к педагогической проблемной ситуации. Педагогическая ситуация становится проблемной в том случае, если имеющиеся у педагога средства, знания и умения, стереотипы опыта оказываются  непригодными в данной ситуации и требуется их  переосмысление, рефлексия и соответствующее условиям ситуации преобразование. По мнению М.М.Кашапова (13, с.416), С.Д.Неверковича (22, с.70),  педагогическая проблемная ситуация представляет психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности, характеризующееся осознанием педагогом необходимости устранения затруднений в учебно-воспитательной деятельности, пути преодоления которых педагогу неизвестны.  Возникновение проблемной педагогической ситуации обусловлено опытом педагога, спецификой его восприятия, мышления, особенностями личностного отношения к происходящему.

Потребность в педагогическом проектировании актуализируется в случае необходимости перехода от существующей к желаемой модели педагогического процесса. Одним из направлений проектной деятельности учителя является проектирование решения педагогических проблемных ситуаций. В зависимости от развития проектировочных умений педагог достигает того или иного уровня в решении педагогических ситуаций, и – соответственно – в своей педагогической деятельности. 

 Учитель ИТ предоставляет учащимся  возможность использования при необходимости компьютерную технику, а также подводит учащихся-проектировщиков к пониманию недостаточности, как правило, собственных знаний и умений для реализации своих информационных потребностей.  При этом различаются две ситуации:

1.В том случае, когда ученик встречается со специфической проблемой, для которой в  практике пока нет готового решения, то тогда учащиеся на стадии определения способа реализации  и дальнейшего практического применения проекта в рамках предметного образовательного проекта выполняют еще один минипроект- информационный,  создавая продукт уже и в области информационных технологий.

2. Если возникает проблема  на стадии определения формы презентации проекта и  его результатов, - проблема оформления, то ученик с помощью  преподавателя ИТ  проходит индивидуализированные учебные экспресс-курсы по отдельным компьютерным программам.

 Примеры различного  образовательного сопровождения проектов будут рассмотрены ниже.

 

2. Конкретные ученические проекты и их сопровождение. Типы информационно-технологического сопровождения.

2.1. Проект по биологии «Альманах «Наши любимцы»»

 Целью данного проекта является создание Альманаха «Наши любимцы», в ходе работы над которым учащиеся выявляют взаимоотношения между детьми и животными, степени ответственности «за тех, кого мы приручили», уровня осознанности содержания домашних животных. В ходе работы  учащиеся старались ответить на несколько волнующих их вопросов:

1.     Причины, побуждающие заводить домашних животных.

2.     Какие самые популярные и самые редкие домашние животные.

3.     Какие отношения возникают между детьми и животными, живущими у них дома.

4.     Насколько сильна связь между детьми и домашними животными.

5.     Кто в основном ухаживает за домашним животным.

6.     Чем в основном питается  домашнее животное: домашней едой или специализированным кормом.

Чтобы получить ответы,  был проведен опрос в виде тестирования среди учеников школы с первого по одиннадцатый класс. Участники проекта посетили ветеринарную клинику и взяли интервью у нескольких врачей, узнали от них все самое важное о способе ухаживания за животными, о корме, о самых распространенных и самых редких заболеваниях у домашних животных, о наиболее часто встречающихся домашних животных и о самых редких и необычных,  были в зоомагазине, чтобы поподробнее узнать об ассортименте кормов. Среди учащихся начальной школы был проведен конкурс на самое лучшее творческое задание о домашних животных. Оно было помещено на страницах Альманаха. Практическое применение проекта оказалось очень удачным: Альманах был использован на школьной конференции у учащихся начальной школы.

Результатом  проекта стал созданный компьютерный альманах «Наши любимцы», который используется для проведения уроков   по окружаемому миру в начальной школе или для дополнительных внеклассных мероприятий в пятых – шестых классах. При работе над проектом были сформированы детские сообщества  - любители кошек, любители птиц и т.д.

Данный ученический проект интересен тем, что для его реализации детям было необходимо принять решение - в какой информационной среде он будет выполнен. Было решено  - лучше всего делать Альманах как презентацию, но на этапе рефлексии при участии учителя ИТ, при оценке дальнейшего его применения, решили переделать его уже в HTML-языке (который не изучается в основной  школе), чтобы при создании школьного сайта можно было бы сразу отправить Альманах в Интернет. Учащимся пришлось изучать  HTML-язык, прибегнув к помощи учителя ИТ.

В этом проекте участие учителя ИТ  стало необходимым уже на стадии планирования хода проекта.

 

2.2. Проект по ИТ «Видеоклип, посвященный празднованию Победы»

Цель проекта «Видеоклип песни «На братских могилах» - создать видеоклип, чтобы сохранить память о павших воинах, защищавших нашу Родину от фашистских варваров. В этом проекте учитель ИТ играет важную роль уже с первого этапа проектирования.

В качестве гипотезы проекта поставлен вопрос: «Возможно ли средствами современных компьютерных технологий в домашних условиях создать качественный видеоклип?». Учитель ИТ так спланировал педагогическое сопровождение, что ученик сам пришел к выводу о необходимости дополнительных знаний как по  информационной технологии, так и по технологии видеосъемки и цифровой фотосъемке.

В ходе выполнения проекта изучалась и была применена программа Adobe® Premiere Pro 1.5 – программа для редактирования и обработки видео, фото и аудио материалов и создания видеоклипов, которой вообще нет в перечне тем для изучения в общеобразовательной школе.

Проект выполнялся по плану:

1. Определить цель  проекта.

2. Найти необходимые фото и видеоматериалы.

3. Обработать собранную информацию.

4. Выполнить к работе.

5. Оформить в печатном и электронном виде.

В результате работы сделан вывод – в домашних условиях и, не имея специальной подготовки, можно создать качественный видеоклип.

Важность педагогического информационно-технологического сопровождения этого проекта очевидна, поскольку ученику было необходимо не только изучить определенные компьютерные программы, но и провести некоторое  исследование на предмет выбора оптимальной в данном конкретном случае.

2.3. Проект «Электронное пособие по алгебре для 10-ых классов»

Из аннотации к проекту – «Наша цель – не изучать компьютер как явление природы, а сделать так, чтобы он вообще помогал получать образование. И это не означает, что компьютер вытесняет книгу, просто книга начинает жить в симбиозе с компьютером».

   Одним из примеров такого симбиоза является данный проект, цель которого - Создание электронного пособия по алгебре.

 В ходе выполнения проекта рассматривался вопрос: «Эффективно ли использовать современные компьютерные технологии в здании учебного заведения?» и доказывалась гипотеза: «Возможно ли доску, указку и мел заменить современными компьютерными технологиями на уроках алгебры».

   Исследование проводилось методом обработки информации и обобщения знаний по теме «Производная и её применение» в алгебре с применением современных компьютерных технологий.

План выполнения исследования:

1. Постановка цели проекта.

2. Анализ программных средств для реализации проекта.

3. Систематизация и  разработка структуры проекта с использованием учебного материала и приложений Microsoft Office (Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Graph 16, Flash MX)

4. Практическая реализация проекта. Консультация с руководителем. Окончательная корректировка работы.

5. Оформление проекта (печатный и электронный вид).

6. Изготовление презентаций.

   В результате проекта создано электронное пособие, которое успешно применяется на дополнительных занятиях для учащихся 10 классов. Самостоятельные и контрольные работы разрабатываются в среде GRAPH 16.

После использования данного проекта на уроках алгебры и проведения контрольных работ на рассматриваемую тему, мы убедились в эффективности использования результата данного проекта, его прикладной (практической) ценности для организации учебного процесса.

Данный проект интересен способом соорганизации деятельности, тем, ученики, учитель математики и учитель ИТ в какой позиции по отношению друг к другу выступали участники образовательного взаимодействия.  Учитель математики играет в ходе выполнения проекта несколько ролей: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели), специалиста (обладает знаниями и умениями в конкретной области), руководителя (особенно в вопросах планирования времени), «человека, который задает вопросы» (тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, тот, кто обнаруживает ошибки), координатора всего группового процесса, эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Учитель ИТ, в свою очередь, - это специалист- консультант (организатор доступа к ресурсам).

Ученики -  участники проекта  занимают центральную позицию в образовательном проекте, согласовывая и обсуждая возникающие в ходе движения проекта вопросы и проблемы и способы их решения,  как с учителем математики, так и с учителем ИТ.

Взаимодействие учителей происходит постоянно, на всех этапах выполнения проекта.

К рождению замысла решения проблемы – в виде создания пособия учащихся направил, естественно, учитель математики, он же стал участником при обсуждении содержания пособия и при подборе примеров и заданий, консультантом  при разборе тем и заданий, обычно вызывающих у учащихся трудности при усвоении курса. А на стадии принятия технологического решения  Пособия  учащимися были  востребованы советы учителя ИТ.

Решение о том, какими компьютерными программами воспользоваться, какие дополнительные неизвестные учащимся программные продукты нужно изучить и можно эффективно применить, принималось с участием учителя ИТ.

 

2.4. Типы информационно-технологического сопровождения проектов.

 

Таким образом, просматриваются две схемы педагогического информационно-технологического сопровождения ученических проектов.

  1. если проект в определенной предметной образовательной области, то сопровождение проекта учителем ИТ начинается не на первом этапе совместно с учителем-предметником, а на этапе обсуждения оформления или принятия решения о технологической реализации проекта.
  2. если проект компьютерный, то учитель ИТ сопровождает ученический  проект с  первого этапа в качестве консультанта-соразработчика вместе с учителем - предметником,  либо  учитель – предметник подключается позднее в качестве консультанта на этапе реализации проекта.

 

В конце хочется отметить, что  все ученические проекты в ГОУ СОШ № 2006 обязательно имеют компьютерную презентацию для этапа защиты проекта, и, следовательно, имеют обязательное информационно-технологическое сопровождение проектов учителем информационной технологии на различных этапах ученического проектирования в зависимости от типа проекта.

Очевидно, что как ученическое, так и педагогическое проектирование преобразовывает  систему школьного образования, делая ее более современной, технологичной и ориентированной на  практическое применение детьми полученных на уроках знаний.

 

 

3. Заключение

Таким образом, проектная деятельность учителя и ученика является важным фактором развития системы образования и общества в целом. Являясь видом педагогического творчества, проектирование способствует становлению субъектности и личностно-ориентированной позиции учителя в педагогическом процессе (3) и ученика - в образовательном процессе.

Образовательные проекты могут быть многообразны по направлениям деятельности, характеру изменений, масштабам, срокам реализации, степени сложности и т.д. Но все они являются выражением инициативы учителя, индикатором его стремления к переменам. Конкретный результат образовательного  проекта всегда многосторонен: с одной стороны, это достижение целей проектирования (лежащих как в педагогической, так и в предметной области), с другой – профессиональный рост самого учителя, реализующего в своей педагогической практике проектные технологии.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности учащихся, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных, рефлексивных, гностических способностей.

Я считаю, что у учащихся в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения, что свидетельствует о позитивной роли проектирования в развитии личности детей, их успешности:

1.Рефлексивные:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

-умение находить несколько вариантов решения проблемы,

-умение выдвигать гипотезы,

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умение работы в сотрудничестве

-умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия с разными партнерами,

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

- навыки делового партнерского общения,

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

-умение проектировать процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

-навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

 

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

-умение находить компромисс,

-навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

-умение уверенно держать себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъектность учащихся, формирует субъектную позицию  учителя по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом «из любой точки» и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.

 

Используемая литература:

 1.  Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. Пер. с англ. М.Калантаровой. М., 1994.

2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие – Краснодар, 2000.

3. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

4.  Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998.

5.   Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994.

6.  Бондарев П.Б. Путь к национальному возрождению// Народное образование. М. , 1996, № 10.

7. Бондарев П.Б. Русская идея в философии образования// Философские исследования. М. , 1993, № 2.

8.  Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования.-М.,1996.-С.341-402.

9.    Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.

11. Кант И. Соч. в 6 т., М.,1965, т.4, ч.1.

12. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1982.

13.  Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., Алетейя, 2000. – 463 с.

14. Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент/ Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 92-100.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1996.

16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

17. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.

18.  Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. Пособие – Ростов-на-Дону, 2001.

19. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие.- 2-е изд., Ин-т молодежи, М., 2000.

20.  Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. – М., Просвещение, 1993.

21.  Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

22.  Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М. :Высшая школа,1995.-207с.

23.   Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Под ред. Крыловой Н.Б., М., 1995.

24.    Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

25.  Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. – 244 с.

26.   Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

27.  Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

28.   Саймон Б. Общество и образование. Пер. с англ., М., 1989.

29.   Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.

30.  Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., Логос, 1999. – 272 с.

31. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся// Пособие для работников общеобразовательных учреждений, - М., Аркти, 2003.- 78с.,

32.  Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. -Казань, 1990.

33. Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

34. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.

35.  Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.

36. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников:  методика продуктивного обучения.- ВЛАДОС, М., 2000.

37.  Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

38.   Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.

39. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.

40.  Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.



 

назад в библиотеку   


 Последнее изменение: 11 июня 2006 04:10