назад в библиотеку

    Лепихова Маргарита Алексеевна—руководитель МО объединения учителей русского языка и литературы школы №1317, учитель высшей категории, кандидат педагогических наук.

Как воспитать интерес к учебному предмету?

 

Значение познавательного интереса учащихся выходит далеко за рамки учебного процесса.

Интерес является связующим звеном обучения, умственного развития и воспитания личности.  Благодаря интересу школьников как к знаниям, так и к самому процессу их приобретения  становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

О большом влиянии интереса на развитие интеллекта школьника  писал А.Н. Леонтьев в своих трудах (Леонтьев А.Н.  Деятельность сознания. Личность.  М,  1975,  с.291.).

Интерес является движущей силой развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека.

Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению активной, творческой   жизненной позиции.

Психологическая наука накопила определенный опыт формирования у школьников устойчивого познавательного интереса, не учитывать который в настоящее время нельзя.

Что же такое интерес? Какова его психологическая и педагогическая природа?

История психологической и педагогической мысли содержит разные подходы к этому вопросу.

Одни ученые связывают интерес в основном с умственной деятельностью, с осознанием, пониманием и работой воображения, которое поддерживает и усиливает интерес.

Сторонники данного направления отождествляют интерес к учебе с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество.

Интерес и радость познания, по их мнению, необходимы, чтобы школьники чувствовали себя счастливыми, что является важной задачей и образования, и воспитания.

Исследователи,  придерживающиеся  другого направления,  связывают интерес с волевой стороной личности, считая, что интерес является стимулом к действию, к преодолению трудностей. Они утверждают, что не следует увлекать, а тем более развлекать ученика, так как народная мудрость гласит «корень учения горек».

По их утверждению, учебный труд должен строиться не на интересе, а на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Увлекательное обучение не способствует развитию воли, а школьник должен развивать волю и настойчивость. Эти утверждения совершенно правильны. 

Но учителя-практики знают: достаточно ли сказать ученикам, какими они должны быть, как должны относиться к учебе, чтоб именно такими и стали и так стали делать.

В реальной школьной практике становление интереса к учёбе, воспитание воли и чувства долга мало регулируются даже многочисленными разговорами и призывами о том, что «учащиеся должны».

Это напоминает известную восточную пословицу: «Сколько ни кричи: «Халва! Халва!» - во рту сладко не будет».

Поэтому учителям рассчитывать на сознательное отношение школьников к учебным занятиям,  сложному учебному труду было бы опрометчивым.

У школьников ещё слабо развиты воля, сознательность, произвольное внимание, произвольное запоминание, необходимые для хорошего освоения знаний; если процесс учёбы не захватывает.

Когда я своему 4-х летнему сыну показала яркий алфавит и сказала, что «в школе его изучают;  тот, кто хорошо знает азбуку, умеет быстро читать интересные книги»;  показала, как ей пользоваться.

Яркую азбуку повесили на дверь кухни (ребенок часто находился при мне). Я  замечала, что он подолгу стоял и рассматривал азбуку. Я думала, что его увлекли картинки. И однажды сказала, что важно знать ещё по порядку. Он ответил:  «А я уже знаю». Проверили,  и действительно знает.  Была всеобщая радость от успеха. Заметим; работало  произвольное внимание и произвольная память, а в основе был интерес.

Подобно этому выучена  и  таблица умножения, которая до школы была быстро освоена,  потом – политическая  и физическая карты мира (местонахождения стран, городов, гор, рек и т.д.).  Время от времени в процессе игры проверялось усвоение: где находятся определённые страны, города, горы, реки, моря, озёра.

Современная педагогика не связывает интерес с какой-то одной стороной человеческой деятельности: только эмоциональной, или интеллектуальной, или волевой. Важно понять, что интерес школьников и даже дошкольников характеризуется сложным сплетением  эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов, их воздействием друг на друга, а также взаимопроникновением друг в друга.

Интерес к процессу обучения влияет на все психические процессы и функции; особенно велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным  вниманием.

Кто интересуется предметом, внимание бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память:  интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное укладывается в памяти с большим трудом, легко забывается.

Интерес способствует значительному повышению работоспособности.

Нами подтверждено, что, в условиях дополнительного образования в 5-8 классах, построенного

в небольшой группе на интересе, учащиеся легко выдерживают 1,5 часа работы без перерыва; по окончании занятий говорят, что очень быстро пролетело время. Ни о какой усталости  нет и речи.

Дети в условиях интересного обучения в школе полного  дня  после обязательных уроков в первой половине дня легко выдерживают 2-4 различных занятия по интересам, сменяющихся  одно другим во второй половине дня. Скучное обучение приводит к утомлению.

Знания,  усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они мертвы, непригодны  к использованию. Такое обучение не может способствовать развитию творческого ума.

Самая добросовестная работа, но не наполненная интересом,  причиняет большой ущерб становлению личности человека, затрудняет его выход во взрослую самостоятельную жизнь.  Доказательством   может служить судьба и высказывание  выпускницы школы повести В. Тендрякова  «Ночь после выпуска». (Тендряков В., Ночь после выпуска.- М., 1976.- с.4-5.)

У учащихся, которым не привит интерес к умственному труду, не возникнет желания углублять свои знания, не разовьётся любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания.

Неизвестно, по каким путям поведет школьника его личная  естественная возрастная активность, если она не будет направлена никакими умственными интересами. Не она ли толкает подростков к курению, алкоголю, наркомании и преступности?

Следовательно, вопрос о воспитании познавательного интереса – это вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира.

Интерес, увлеченность, любовь к делу - огромная сила, помогающая быть настойчивым в достижении цели, воспитывающей  упорство и волю.

Воспитание познавательного  устойчивого  интереса - задача, не противоречащая воспитанию воли, чувства долга, дисциплины.

Как воспитывать интерес к учебе? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?

Вот основные условия, при которых возникает и развивается интерес и любовь к учению, изучаемому предмету.

1.Вовлечение ученика  в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний,   решение задач проблемного характера.

2.Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным. Лёгкий  или слишком трудный  материал не вызывает интереса.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников ( в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на учащихся, на их  отношение к предмету.

8. Использование метода хоровых ответов на несложные вопросы. Включается максимальное количество учащихся. «Не кричите с места! Поднимайте руку! Один отвечает, остальные молчат!» - заповеди школьной дисциплины приносят в жертву активность большой части класса.

9. При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повысится.

10. Широко использовать метод «закрытой доски» или метод «спиной к стене» значительно повышающей активность класса.

Описанные способы активизации класса – это полезные, действенные, но далеко не все способы воспитания активности школьников.

11. Убеждены на основе нашей практики, что необходимо с целью развития интереса к учёбе  шире использовать уроки-исследования,  уроки – поиски, в основе которых сопоставление, нахождение закономерностей; словесная  формулировка полученных результатов сопоставления,  найденной закономерности. Если ученики проделают  все эти этапы исследования  самостоятельно, добытое нехитрое грамматическое правило или заключение  будет отличаться от внимательно прослушанного  и добросовестно выученного, как истина отличается от банальности.

12. К сожалению, нет методических разработок на основе активного обучения, отсутствует система обучающего материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения с использованием информационных технологий.

Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.

Основная движущая пружина  поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов,  творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками Вспомните, какие вопросы подчас задаём своим ученикам. /Исследование показало 80 % вопросов, с которыми обращаются учителя к ученикам, требуют механического воспроизведения выученного/.

13. Важно использовать вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

= Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. (Например, сколько весит вода в опрокинутом стакане?  Или: определи и докажи, где какая часть речи:  Бревно  лежит поперёк  канавы.

Мы шли вдоль и поперёк….

(В)пустую комнату;  спорить  (в)пустую;

подняться (на)верх; прикрепить  (на)верх шеста;

работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

Необходимо широко использовать

= вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;

= вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

= Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся  стихотворение или отрывок по выбору).

= Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических  закономерностей.

= Поисковую умственную  активность вызывают задания,  которые  требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов  – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

=Проблемные, поисковые вопросы и задания оживут и заиграют на уроках тогда, когда учитель сам убедится в их необходимости,  пройдет этот путь.

 

Приобщение учащихся к национальной культуре .

 

Интегрированные уроки русского языка, литературы и МХК предоставляют широкую возможность для воспитания интереса учащихся к учебным предметам, к самостоятельному творчеству и поиску самовыражения через поэзию, иллюстрации к прочитанным произведениям, сочинённые рассказы, сказки, поучения…

Уже с 5 класса школьники активно участвуют в творческих проектах на основе интеграции русского языка, литературы и МХК с информационными технологиями, с историей. В регулярных сборниках «Школьный альманах» (с сентября 2002 по февраль2005 выпущено в школе 7 номеров)  помещаем  лучшие работы учащихся, выполненные по желанию после изучения творчества поэтов,  писателей или каких-либо других тем. Индивидуальные творческие проекты  ребят – продолжение тех или иных уроков. Традиционно все творческие работы учащихся  являются конкурсными, в качестве жюри выступают сами ученики.

Особый интерес  вызывают сочинения – рассказы по репродукциям мастеров живописи  / Грабарь «Февральская лазурь», К. Юон «Конец зимы. Полдень», С. Григорьев  «Вратарь», А.М. Герасимов «После дождя», Н.П. Крымова «Зимний вечер», В.В. Мешков «Золотая осень в Карелии», Б.В. Щербаков «Русь подмосковная», Ф.А. Васильев «Мокрый луг» и другие.

Тем более эта работа важна, что вопрос  о приобщении  школьников к родной национальной  культуре стоит сегодня очень остро, так как в стране начинает только обозначаться единая национальная идея: люди инстинктивно тянутся к прекрасному, к искусству, чтобы легче было перенести тяготы жизни /дети ощущают это острее взрослых/.

Применительно к школьному образованию национальная идея явно выражается в историко-культурном наполнении всего содержания обучения учащихся и особенно  русского  языка, МХК  и литературы.

Важно в процессе изучения родного языка и литературы  одновременно приобщать учеников к национальной культуре своего народа, формировать культуроведческую компетенцию,   включающую « в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный  опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи» /РЯШ.- 2000. - №2. – С. 8/

В основе современной концепции, интегрированном планировании по  обучению русскому языку, литературе и МХК  в нашей школе лежит обновлённое содержание и новые методы преподавания родного языка , литературы и МХК. /Мы попытались это осуществить на  основе существующих программ /.

Важным компонентом нашей  методики является овладение школьниками  ценностей духовной  культуры народа через язык. Язык, культура и  человеческая деятельность тесно взаимосвязаны.  Язык и культура не могут существовать вне сферы человеческой деятельности. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать проблему в едином контексте: язык – культура - мировоззрение  – человек.

В методическом плане это можно представить как приобщение учеников к национально-нравственным ценностям своего народа в процессе изучения интегрированного предмета русского языка, литературы и МХК, что и осуществляем в нашей школе.

Под национальными  нравственными ценностями страны  мы понимаем родной язык как высшее проявление духа народа и произведения искусства, в том числе литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки . Объекты культуры, чтобы существовать, должны быть познанными, нуждаются в языке, в интерпретации, т. е. в текстах. Текст является непременной принадлежностью языка, поскольку единицы языка используются человеком в тексте.        

Таким образом, очевидна связь между языком и культурой человека через текст, устную и письменную речь. Текст можно считать формальной единицей культуры. Он ситуативен, как культура, пронизанная компонентами духовной жизни человека.

Следовательно, современная интегрированная  система обучения школьников русскому языку предполагает соединение языка, культуры, мировоззрения  и человеческой деятельности с помощью сопряжения слов, текста, коммуникации учащихся.

В настоящее время в научно-методической литературе по проблемам обучения русскому языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению родного языка, поскольку язык как один из основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку. Мы эту точку зрения разделяем и поддерживаем.

 Культуроведческий подход в методике обучения предполагает,  с одной стороны, усвоение учащимися в процессе изучения родного  языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны, формирование  нравственно-этических ценностей  и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

 Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучающихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, которые в последние годы всё чаще встречаются в методике преподавания русского языка. Это, например, такие термины и понятия, как культуроведческий фон урока, культуроведческий текст, искусствоведческий текст и другие.

Культурный компонент, в нашем понимании, — сугубо национальный специфический образ культуры народа, воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания русского человека, вызывает определенные чувства, ассоциации, это такие слова  как душа, дух, святой, тоска, совесть, честь, достоинство, благородство, красота, добро, покаяние, страх,  преподобный,   храм, смирение, гордыня, зло, память,  чудо, мать, Родина, отец, Отечество  и другие.

 Духовная культура нашего общества  не может обойтись без использования  слов: Русь,  Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность и других.

Эти понятия  имеют воспитательный аспект: нравственно – безнравственно, добро – зло, своё – чужое, правда – ложь, покаяние – гордыня.

При работе с этими лексическими понятиями важно подвести школьников к осознанию своей мировоззренческой позиции, национальной истины: надо любить свою Родину, Отечество, семью, народ;  знать «чужое» (другой народ, иную культуру) и заимствовать из другой культуры целесообразное, рациональное, а не худшее.

Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура  насильственно вторгается в нашу жизнь. Это серьёзнейшая проблема, к которой и отнестись необходимо серьёзно, поскольку  речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека.

Воспитанию  у школьников любви и причастности к своему народу, высокого духа,  интереса к изучению  истории и культуры страны способствуют включение и использование в учебном процессе произведений русской живописи, скульптуры, архитектуры, классической музыки, их осмысление и интерпретация: Например, произведения С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»;  М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.), Н. Ге «Тайная вечеря», В. Иванова «Явление Христа народу» /Явление Мессии/  (1837 - 1857.),  И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872); И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 -1891 г.),   Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова»;   И.  Левитана   «Владимирка» (1892),  Г. Непринцева «Отдых после боя».

Воспитанию сочувствия и сострадания способствуют произведения живописи  В.Г. Перова «Тройка» (1866),  «Проводы покойника» (1875),  «На могиле сына»,      В.Е. Маковского «Свидание»,  И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» (               ) и др.

 Сообщение учащимся или восстановление их фоновых знаний особенно необходимо, если учитель на уроке обращается к историко-культурному прошлому страны при изучении произведений  литературы.

 Например, при изучении поэмы  А. Т. Твардовского «Василий Теркин»  используем репродукцию  с картины  Г. Непринцева «Отдых после боя»,  вспоминаем  о времени Великой Отечественной войны в процессе беседы по произведению.

При знакомстве с портретной живописью, например,  Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» нельзя обойтись без фоновых знаний о великом певце, о народных традициях, праздниках. При работе с картиной Ю. Ракши «Проводы ополчения» следует восстановить фоновые знания восьмиклассников о Куликовской битве, Дмитрии Донском, Золотой Орде, о «Задонщине».

 Фоновые знания конкретизируются в фоновой лексике, в словах, содержащих лексический фон, культурный компонент (масленица, гулянье, самовар, блины, матрешка, квас; рать, ратник, шлем, кольчуга и т. д.).

Важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре народа является культуроведческий текст. Последние исследования по лингвистике текста открыли новые возможности для решения проблемы взаимосвязи языка и культуры. Это объясняется тем, что текст можно рассматривать как произведение, специально созданное человеком, а культура характеризуется тем же свойством — быть художественным произведением.

Текст, в отличие от слова, имеет с культурой общие черты: это принадлежность к внеязыковой действительности, ситуативность. Поэтому и встает вопрос об отборе культуроведческих текстов: на наш взгляд, критериями этого должны быть насыщенность текста культурологическими сведениями, эстетичность его как в плане содержания, структуры, так и лексики. Культуроведческие тексты имеют целью расширять культурный кругозор обучаемых, служить моделью — образцом высказывания, обогащать речь учащихся словами с культурными компонентами, искусствоведческими терминами и лексикой, используемой в социально -культурной сфере.

Одним из средств, способствующих формированию национального самосознания личности учащихся при изучении родного языка и литературы, безусловно, являются произведения живописи.

Язык живописи по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, о природе или событиях, изображённых на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир, беря в рамку эпоху. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт,  традиции.

Вот почему картина живописи имеет  огромный культуроведческий  потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение родного языка с историей и культурой народа, а также с формированием мировоззренческой позиции школьника.

Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению такой важной социально-языковой функции языка, как кумулятивная, или накопительная.  Произведения живописи, представляя
культурные ценности, накопленные и накапливаемые
 нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа.

Мы рассматриваем живопись как потенциальный источник осуществления кумулятивной функции языка  потому, что человек ищет в слове прежде всего образ и символ. Несомненно, что произведения живописи представляют собой богатейший  источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. К сожалению, этот аспект в современной методике обучения русскому языку совершенно не разработан.  Вместе с тем живопись (имеется в виду жанровая) позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например,  составление рассказа на основе ролевой игры   по картине К. Н.  Успенской-Кологривовой  «Не взяли на рыбалку», с включением воображаемого диалога между персонажами картины).

Произведения живописи как лингвистический материал даёт учителю реальную возможность сделать культуру предметом изучения при обучении языку, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием, пробудить у обучаемых уважение и любовь к своему народу как создателю шедевров искусства.

В нашу эпоху «нравственной глухоты» общества особенно остро стоит воспитательная проблема, как развитие эмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу. В этом аспекте живопись, особенно портретная, обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом.

Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображённого человека страдание, смятение, одиночество. Вспомним, например, портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Ильи Глазунова (1992 г.) или картину-портрет кисти Александра Шилова «Зацвел багульник», где пожилая женщина, прообразом которой является московская учительница начальных классов Г. А. Лачинова, с надеждой и какой-то тоской в глазах смотрит на первые весенние лепестки багульника. Зацвел багульник — жизнь продолжается! Как показала беседа со  школьниками этот портрет им нравится, они понимают душевное состояние пожилой женщины, и почти каждый из них вспоминает при этом свою бабушку. Тем самым мы воспитываем сочувствие и уважение к старости.

А разве можно равнодушно смотреть на портрет Мики Морозова, созданный В. Серовым?

Поэтическое обаяние малыша, изумление, горящие нетерпением глаза, несомненно, привлекают учащихся и создают условия для речевого общения, пробуждая у детей добрые чувства.

Культуроведческий и воспитательный потенциал использования живописи в преподавании родного языка реализуется в методической системе, предусматривающей:

- развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

- обогащение словаря и грамматического строя  речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;                        

- расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования
речи и искусства.

Специфика культуроведческого подхода состоит:

      -     в отборе картины как источника высказывания;

-        в привлечении искусствоведческого текста, являющегося опорой и образцом в интерпретации содержания и эстетики картины;

-        в применении принципа взаимосвязи уроков русского языка, литературы  и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ картины, её интерпретации.

 

назад в библиотеку   


 Последнее изменение: 11 июня 2006 04:13