Концепция электронного портфолио
 Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО
polilova@online.ru

 

Содержание

Состояние проблемы.. 2

Об электронном портфолио. 10

Предложения по формированию электронного портфолио. 16

Состав электронного портфолио. 17

Портфолио документов. 17

Портфолио работ. 20

Портфолио отзывов. 21

Где хранить электронное портфолио. 21

Школьные сайты.. 21

Единый портал. 27

Инициативные проекты.. 31

Ссылки по теме. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007

Состояние проблемы

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамотау, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде. 

 

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ.  В наш век высоких технологий  портфолио дизайнеров, фотохудожников,  модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. 

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии.  В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.

 

 

Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и  в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.

В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.

В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:

"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)."

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

-       поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-       поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-       развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-       формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-       содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

-       закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."

Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:

-       Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

-       Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

-       Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Многие из возникающих вопросов в трактовке идеи портфолио должны были разрешиться в ходе проводившегося эксперимента. В эксперименте проходили апробацию различные модели портфолио, конкретные варианты которых могли разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстояло отработать:

-       структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,

-       варианты представления итоговых документов,

-       формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,

-       возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,

-       период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

По заявлению участвующих в эксперименте образовательных учреждений, идея портфолио была принята школой. Большинство учащихся, родителей и педагогов с энтузиазмом отнеслись к возможности иметь портфолио. В школах, в образовательных округах  стали чаще проводиться мероприятия, которые позволяли наполнять портфолио школьников новыми творческими достижениями и победами. Хочется привести цитату из статьи "Портфолио как механизм воспитания активности школьника и регулятор взаимоотношений в классе" классного руководителя школа № 97 О.С.Эндзюлис (http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15):

  "Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и ребят. Никто не остался равнодушным. Вместе с ребятами и родителями решили, что это будет книга достижений каждого ученика и всего класса. Ребята с удовольствием делились своими достижениями вне школы, приносили грамоты, сертификаты, стали более открыто говорить о себе, радовались успехам друг друга, гордились теми, кто проявил себя в городе и крае. Так, Клейменовой Людмиле был вручен диплом за второе место в создании проекта «День победы». Если раньше спортивные достижения ребят обсуждались незаметно в группе близких друзей, то сейчас это стало достоянием класса. Особенно создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей. Так, Паша Лебединский стеснялся читать, сочиненные им стихи, а к Дню Победы принес свои стихи, и предложил поместить их в портфолио. После любого мероприятия все награжденные следили, чтобы их лист достижений пополнялся. Нет необходимости добиваться признания одноклассников для «новеньких» детей, как само собой разумеющееся ребята рассказывают о себе, своих достижений."

В то же время широта предложенной трактовки портфолио создавала определенные проблемы при создании  действенных механизмов формирования и оценивания портфолио. Для того чтобы портфолио вызывало доверие, нужны механизмы, обеспечивающие достоверность и прозрачность его наполнения. Очевидно, что в соответствии с разными задачами использования портфолио, применяются разные системы его оценивания. Одни элементы портфолио могут быть оценены и подтверждены формально, другие элементы — неформально.

Вопросы, в основном, возникают в отношении той части портфолио, которая подразумевает неформальные оценки и свободный (нерегламентированный) способ добавления таких оценок в портфолио. Какие существуют гарантии, что негативные или критические оценки не исчезнут из портфолио?  Не превратится ли портфолио в набор комплиментарных оценок достижений ученика? Как убедиться в том, что отзыв от эксперта не был "нарисован" самим учеником?

Предполагается, что портфолио может быть предъявлено при поступлении в ВУЗ. Приемная комиссия ВУЗа в первую очередь будет рассматривать ту часть достижений абитуриента, которая подтверждена документально (официальные сертификаты, грамоты, дипломы и пр.). Будут ли учитываться иные компоненты портфолио, которые могут оцениваться весьма нестрого?

Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер. В этой работе были как свои положительные достижения, так и определенные ошибки.

Как реакция на столь широкое участие школьных коллективов в работе над портфолио, окружной методический кабинет Юго-восточного учебного округа г. Москвы выпустил документ, в котором охарактеризованы типичные ошибки при составлении портфолио учеников, и даются рекомендации по их устранению. Среди ошибочных подходов к формированию портфолио отмечены, например, следующие:

-       нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио,

-       сбор материалов вместо ребенка, "по его поручению",

-       игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.,

-       заформализованность и бессодержательное соревнование при сборе портфолио,

-       сбор в портфолио только официальных документов,

-       подмена портфолио зачетной книжкой,

-       подмена портфолио характеристикой классного руководителя или педагогического совета,

-       стремление оценить баллами все материалы портфолио

и другие.

На наш взгляд, одним из положительных моментов широкого общественного обсуждения концепции портфолио применительно к школе стал естественный перенос такового подхода к оценке компетенций на преподавательский состав и даже на школы в целом. Речь часто заходит, например,  о портфолио школы, гимназии, лицея (http://atlas.nevarono.ru/ sc/498/file_4.htm). По мнению авторов таких предложений, портфолио учителей поможет в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов. Портфолио образовательного учреждения безусловно поможет учительскому коллективу привлекать в свою школу учеников, участвовать в проектах и конкурсах на получение грантов.

В статье "Портфолио: за и против" (http://ps.1september.ru/articlef. php?ID=200406920), составленного по материалам проведенного круглого стола, обсуждаются результаты эксперимента по внедрению портфолио в школы.

Как показало обсуждение на круглом столе, самый спорный вопрос состоит в том, следует ли устанавливать на федеральном уровне единые критерии в оценке портфолио. В эксперименте каждый пилотный регион решал эту задачу самостоятельно. Результаты проведенного мониторинга показали, что в ходе эксперимента так и не удалось выработать четкие, обоснованные, прозрачные критерии оценки отдельных компонентов и разделов портфолио. Где-то действует двухбалльная шкала оценок, где-то 50-балльная. Указанное обстоятельство затрудняет построение объективного образовательного рейтинга учащихся.

Выступления участников обсуждения имели зачастую прямо противоположный характер. По мнению одних участников отсутствие универсальных подходов к формированию и оценке портфолио будет сдерживать введение портфолио в масштабах страны и придаст реформе местечковый характер. Другие высказывались за недопустимость устанавливать жесткие рамки на данном этапе. Звучали более сдержанные мнения о том, что какие-то общие правила игры, скорее всего, будут выработаны через некоторое время, когда накопится достаточный опыт по апробации портфолио.

Но, несмотря на разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио, участники круглого стола в целом одобрили эту идею. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах.

Об электронном портфолио

В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" [1] есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...". Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Один из ярких примеров актуальности темы электронного портфолио: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) объявил конкурс на создание системы электронного обучения, которая включает в себя, в том числе, возможность создания и ведения электронного портфолио слушателей с учетом информации о пройденных курсах и полученных компетенциях (http://www.bob.ru/sshow.php?ID=1308238).

Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации студентов, исследовательские и творческие работы (http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm):

 

 

На сайте по адресу http://design.gossoudarev.com/portfolio.html автор дает следующее определение: "Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях."

Свою трактовку электронного портфолио, размещенного в школьной сети (интранете) дает авторский коллектив из Ижевского естественно-гуманитарного лицея № 30 (http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/
20050426/innov/1.htm).
В лицее разрабатывается система формирования электронного портфолио достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интранет-страницы. Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы. Результаты  деятельности оцениваются по четырём направлениям: учебно-предметному, проектно-исследовательскому, информационно-технологическому, презентационному.

На сайте http://e-school.by.ru/Project.htm представлен проект "Электронная Школа 2007". В систему управления школы входит электронное портфолио. Каждый ученик может вести собственное портфолио с использованием единой системы. Программа имеет несколько разделов:

-       Резюме

-       Участие в учебных мероприятиях

-       Участие в общественных мероприятиях

-       Достижения

-       Приложение. Тезисы работ

Сайт http://upr.1september.ru/2005/13/6.htm знакомит с интервью директора гимназии № 1 города Кирово-Чепецка:

"В наших планах – сделать для каждого нашего учащегося электронное портфолио. В апреле на Российском образовательном форуме я познакомился с директором эстонской гимназии, который рассказал мне о том, что у них в гимназии и портфолио, и классные журналы – все представлено в электронном виде. Всю информацию при наличии Интернета могут видеть родители. Это замечательный пример открытости школьной системы. И – наша мечта."

 

Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО) (http://mado.spb.ru/index.php?page=3).

 

 

На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов. В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале школьника — о победах в олимпиадах, участии в семинарах, исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Как только школьник зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может через сайт МАДО http://mado.spb.ru проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны.

Все новые поступления в банк фиксируются в специальной зачетной книжке, которую старшеклассник, став абитуриентом, может предъявить в приемную комиссию выбранного вуза. Занесенные в базу данных достижения школьника переводятся в баллы в соответствии с разработанной шкалой. Шкала учитывает статус мероприятия (районные олимпиады, международные соревнования) и уровень достижения (участник, призер или победитель). Далее автоматически вычисляется рейтинг школьника. Рейтинги разделяются по типу на:

-       интеллектуальные,

-       творческие,

-       спортивные,

-       общественные,

-       профильные;

По направлениям:

-       техническому,

-       медицинскому,

-       гуманитарному,

-       спортивному,

-       творческому;

По территории:

-       по отделению МАДО (населенному пункту),

-       по региону

-       и по России.

Информация о достижениях заносится школьниками самостоятельно по выданным при регистрации реквизитам.

Предложения по формированию электронного портфолио

Перечислим принципы, которые лежат в основе предлагаемой концепции электронного портфолио.

-       Электронное портфолио по структуре должно соответствовать подготовленным федеральным рекомендациям [1], на основе которых проводилась апробация механизмов сбора и представления портфолио школьников.

-       В концепции должны найти отражения позитивные предложения по уточнению понятия портфолио и области его применения. В частности, технология формирования портфолио вполне может применяться для оценки творческих достижений учителей, а также образовательных организаций (расширение области применения).

-       Механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с сегодняшним уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности персонала школ и школьников в области информационных и коммуникационных технологий.

-       Следует принять принцип эволюционного развития идеи электронного портфолио. В частности, при проектировании архитектуры среды электронного портфолио на сегодняшний день следует избегать излишне сложного понятийного аппарата.

Рассмотрим более подробно предложения по составу электронного портфолио, организацию хранения и механизмы формирования электронных портфолио в интернете.

Состав электронного портфолио

Рассмотрим вновь три составляющих портфолио, которые были предложены в рекомендациях (письмо ГУ ВШЭ) [1].

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов и др.

Портфолио отзывов — включает (1) оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также (2) отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

 

Попытаемся спроектировать электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио.

Портфолио документов

Основное требование для этого компонента — достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. Что может стать электронным аналогом бумажного документа с печатью?

В идеале таким аналогом (эквивалентом) является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). Поясним подробнее механизм работы с ЭЦП.

Согласно российскому законодательству, электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронного документа от подделки и позволяющий идентифицировать автора документа, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронная цифровая подпись — ключевой элемент официального электронного документооборота. Благодаря электронной подписи электронный документ приобретает юридическую силу.

Российский закон об электронной цифровой подписи вступил в силу в 2002 году (№ 1-ФЗ от 10 января 2002 г.). Наряду с конкретизацией механизмов получения и использования подписи закон предусматривает развертывание в стране сети удостоверяющих центров. Удостоверяющий центр выдает владельцу электронной подписи сертификат, который удостоверяет, что подпись принадлежит конкретному лицу. Если пришедшее к вам письмо подписано неизвестной вам электронной подписью, то у вас есть возможность удостовериться, что отправитель письма является именно тем, за кого он себя выдает. Вы можете уточнить в удостоверяющем центре, действительно ли этому лицу был выдан приложенный к письму сертификат подписи и не отозван ли этот сертификат в настоящее время.

Удостоверяющие центры в стране постепенно появляются. Наиболее масштабные проекты удостоверяющих центров реализованы в Санкт-Петербурге (nwudc.ru), в Приволжском округе (ekey.ru). Согласно закону об электронной цифровой подписи должен быть создан Федеральный удостоверяющий центр, обеспечивающий надзор за деятельностью удостоверяющих центров. Такой Федеральный центр также создан совсем недавно. В его реестры внесено несколько десятков удостоверяющих центров. Легитимность применения электронной цифровой подписи (за пределами корпоративных рамок) могут подтвердить только удостоверяющие центры, внесенные в реестр. Обслуживание клиентов ЭЦП в этих центрах платное.

Документ, подписанный ЭЦП, является полноправным официальным документом, в том числе, будучи размещенным в интернете на любом сайте. Однако существуют определенные проблемы с использованием ЭЦП, вызванные тем, что в нашей стране в системе образования пока еще нет достаточного опыта работы с ЭЦП. Кроме того, оплата услуг по использованию ЭЦП также становится заметным препятствием к широкому внедрению электронной цифровой подписи в образовании.

Однако на переходный период ЭЦП может быть заменена иными механизмами взаимодействия, которые достаточно успешно применяются при обмене информацией в интернете. Достоверность электронных документов достаточно полно реализуется путем размещении документа на официальных сайтах. Какие сайты могут выступать в качестве официальных? В первую очередь сайты, созданные и функционирующие в рамках официальных проектов федерального, регионального, муниципального уровня.

Представим себе, что Минобрнауки РФ объявит о проекте создания официального сайта для сбора и хранения портфолио документов на федеральном уровне, указав на своем официальном сайте интернет-адрес сайта, где проект будет реализован. На этом сайте должна быть организована система регистрации пользователей, которым будет разрешена публикация документов портфолио.

В качестве отработанного механизма регистрации пользователей можно использовать следующую схему. Желающий разместить документ на сайте должен прислать по почте (обычной, не электронной) официальное письмо-запрос за подписью, заверенной официальным лицом, и с печатью организации. В этом письме указывается электронный адрес, по которому администрация сайта высылает реквизиты доступа к сайту (точнее — к разделу сайта, где выполняется публикация документов портфолио). После получения реквизитов новый пользователь может выполнять публикацию документов на сайте.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что проблему обеспечения достоверности публикуемых в интернете документов в настоящее время можно считать решенной.

Портфолио работ

Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат.

Если портфолио работ содержит текстовые документы — достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов — текстовые файлы). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии — достаточно просканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии.

Другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и пр.) представлены в бумажном портфолио описаниями, и, следовательно, также могут быть переведены в электронный формат.

Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен на сайте в интернете известным способом.

Однако проблема представления портфолио работ не ограничивается только лишь переводом документов в электронный формат. Для того чтобы коллекции творческих работ были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска должна быть предложена единообразная схема (структура) описаний. Это требование является совершенно естественным, оно вытекает из технологии создания информационных систем.

Портфолио отзывов

С точки зрения техники перевода документов — компонентов портфолио отзывов в электронный формат мы не встречаем здесь каких-либо новых особенностей. Вопрос состоит лишь в том, какие отзывы должны быть подписаны официально, а какие нет. Если в портфолио присутствует подписанный официально документ, то достоверность такого документа подтверждается так же, как достоверность элементов портфолио документов, которое рассматривалось выше.

В случае, когда не требуется юридическая достоверность отзывов, при организации электронного портфолио отзывов в интернете могут быть задействованы известные механизмы (например, книга отзывов, форумы). Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного баловства школьников при заполнении книг отзывов, нужно усиливать контроль за содержанием отзывов, применять меры предварительной регистрации составителей отзывов. Тем не менее, эта часть портфолио в интернете остается самой незащищенной: достаточно трудно защититься от злоупотреблений в системах, допускающих произвольные записи интернет-пользователей, без жесткой идентификации авторов записей.

Где хранить электронное портфолио

Традиционное бумажное портфолио ученика формируется в школе. Естественно предположить, что электронное портфолио также будет формироваться на сайте школы. Однако на этом пути существуют определенные проблемы.

Школьные сайты

Многие готовы согласиться с тем, что каждая школа должна иметь свой сайт в интернете. Сколько школ сейчас имеют свой сайт? К сожалению, на этот вопрос трудно ответить.

На российском общеобразовательном портале можно найти пару десятков ссылок на сайты школ (http://edu.of.ru/Default.asp?r_no=5938) . На сайте "Школьные страницы" в каталоге (http://schools.keldysh.ru/list.html) представлено около двухсот московских школ. На сайте Департамента образования Москвы вовсе нет ссылок на сайты школ. На сайте "Школы в Интернет" (http://schools.techno.ru/schools/) собрано не более сотни ссылок на сайты российских школ. На запрос в Яндексе "сайт школы" находятся примерно пять сотен ссылок на сайты, многие из которых (но далеко не все) действительно указывают на действующие школьные сайты.

На федеральном портале "Российское образование" имеется поисковая система, которая предоставляет сведения в том числе и о школах, имеющих сайты (http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/schools/shk_sch.plx):

 

На запрос о сайтах московских школ система выдала 76 записей с ссылками на школьные сайты, что весьма слабо отражает реальное число школ Москвы, имеющих свои сайты. Можно предположить, что полнота охвата школьных сайтов по другим регионам также далеко от реальности.

Решая вопросы электронного портфолио, информатизации школы в целом, невозможно обойти тему школьных сайтов, а вслед за ней и тему образовательного хостинга (предоставления школам возможности разместить сайты в интернете).

К сожалению, этой стороне дела в нашей стране почему-то уделяется неоправданно мало внимания. В свое время автору довелось экспертировать ряд крупных региональных проектов подключения школ к интернету, финансируемых бывшим Минобразования. К интернету подключаются сотни школ, бюджеты проектов исчисляются сотнями миллионов рублей, однако дело ограничивается исключительно монтажом линий связи. Ни в одном из проектов речь не шла об обеспечении подключаемых школ электронной почтой и хостингом — о создании минимально необходимой базы для реальной работы школ в интернет. А ведь затраты на предоставление школам этих очевидных услуг несопоставимо скромнее, чем затраты на закупку и монтаж сетевого оборудования.

Тема образовательного хостинга не нашла отражения и в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. Строго говоря, тема школьного сайта  в Программе затрагивается: там ставится задача тиражирования "типового ядра медийного интернет-сайта образовательного учреждения". Слово "медийный", по-видимому, означает, что Программа планирует повысить творческую активность учащихся в интернете, акцентируя внимание на создании и размещении на школьном сайте мультимедиа объектов. Но где же школа будет размещать свой медийный сайт? Об этом в Программе не сказано ни слова. А жаль: именно федеральный хостинг был бы наиболее удачным решением проблемы школьных сайтов.

Не решаются проблемы школьного хостинга и на региональном уровне. Даже такой регион как Москва, где школы подключаются к интернету по быстрым каналам связи, по сей день не включает в число своих приоритетов образовательный хостинг. Возможно, Москва ориентируется на те немногие традиционно сильные школы, которые способны завести сайт на собственном сервере и обеспечить его круглосуточную работу в течение всего года. Таких школ, к сожалению, очень мало.

Разумеется, школа может воспользоваться услугами имеющихся бесплатных почтовых служб и хостинга общего пользования. Однако недостатки подобных решений очевидны: сопутствующая навязчивая реклама, трудности в поиске и идентификации школ-соседей и др. Поэтому вряд ли можно найти разумное объяснение, почему что до сих пор отсутствует программа масштаба страны по предоставлению школам пространства для создания своих сайтов.

Объявленный в 2002 г. фирмой Росбизнесконсалтинг проект обеспечения российских школ хостингом и почтовыми услугами быстро завершился, практически так и не начавшись. Сейчас целый ряд учреждений и структур предоставляют небольшому числу подшефных школ почту и хостинг на своих ресурсах, но эти усилия разрознены и мелкомасштабны.

Теперь представим себе, что проблема образовательного хостинга решена, и все школы получили возможность создать в интернете свои сайты. Представим также, что школы стали активно размещать на своих сайтах портфолио учеников и учителей. Оправдаются ли ожидания посетителей интернета, которые захотели познакомиться со школьными портфолио? К сожалению, если не создать каталогов школьных сайтов и каталогов портфолио с удобными средствами навигации, то ожидания посетителей будут обмануты. Добраться до портфолио школьников будет так же сложно, как в сегодняшнем русскоязычном интернете сложно найти сайты российских школ.

Образовательный хостинг имеет свои особенности, в частности, помимо решения чисто технических задач параллельно должны решаться организационные и методические задачи. В качестве примера можно сослаться на опыт сервера "Школьные страницы" (http://schools.keldysh.ru/), где размещаются сайты московских школ.

На сервере имеется список всех школьных сайтов, но даже такой простой механизм стал заметным фактором консолидации городского информационного пространства. Из каталога школьных сайтов легко перейти к просмотру сайта школы, и даже небольшое путешествие по нескольким сайтам дает хорошее представление о жизни московских школ. Точно так же серьезным консолидирующим фактором станет каталог школьных портфолио.

Система школьных сайтов, содержащих электронные портфолио, может реализовываться как единый федеральный портал. Система может иметь распределенное администрирование, если регионы захотят принять участие в развитии регионального пространства школьных сайтов. Такой подход вполне может иметь успех, поскольку региональные (муниципальные) органы управления образования могут подключить административный ресурс для активизации работы школ в интернете.

В пользу распределенного администрирования говорит следующий пример. Администрация сервера школьных сайтов ведет постоянное организационное сопровождение проекта, поскольку постоянно возникают запросы типа "сообщите забытые нами реквизиты доступа к сайту", "можно ли использовать на сайте скрипты", "как завести гостевую книгу" и др. Администратору регулярно приходят электронные письма от школ с просьбами о выделении или расширении пространства для сайта. Администрации достаточно регулярно приходиться "отбиваться" от юных хакеров, которые разными ухищрениями пытаются заполучить реквизиты доступа к школьному сайту для деструктивных действий.

Похожие проблемы, разумеется, будут возникать и в системах хранения электронных портфолио. Распределенное администрирование позволит более оперативно и точно решать перечисленные вопросы. В случае возникновения "нештатных" ситуаций на месте с ними разбираться легче, чем из далекого центра.

Во много успех проекта создания пространства школьных сайтов и электронных портфолио будет определяться активной позицией руководителей образования разных уровней и методических служб, которые могут организовать соответствующую методическую поддержку, обеспечат оперативные консультации. Немаловажным фактором является атмосфера здоровой конкуренции и соревнования, если к тому же передовые школы будут поощряться.

Каталог пространства школьных сайтов (и каталог школьных портфолио) может иметь естественную структуру, соответствующую территориальной структуре системы образовательных учреждений. Например, федеральный каталог должен структурироваться по регионам, далее по областям, городам, поселкам, муниципальным образованиям, школам. В каталоге может отражаться деление образовательных учреждений по типам. На уровне отдельной школы каталог должен иметь естественную структуризацию по классам.

Если не предпринимать усилий по унификации представлений электронного портфолио, то коллекция школьных портфолио на сайтах школ будет слабо структурированной и разношерстной. На множестве неоднородных объектов сложно организовать результативный поиск, атрибутивную выборку или ранжирование. Если же школам предложить единую структуру для формирования электронного портфолио, готовые шаблоны для заполнения, то на место хаоса придет "порядок". Пользователи интернет (в т.ч. учителя, родители, ученики)  в этом случае смогут быстро находить интересующие их портфолио — образцы школьного творчества, результаты конкурсов и олимпиад, отзывы на творческие и исследовательские работы учеников и учителей. Посетители сайта портфолио смогут составлять запросы на поиск и отбор портфолио по заданным атрибутам, ранжирование компонентов портфолио по определенным параметрам.

Проект создания системы, обеспечивающей формирования и хранение школьных портфолио в интернете, является интересной программистской задачей. Эту задачу, разумеется, следует решать в тесном сотрудничестве со школьными коллективами. Хорошим конкурсом федерального или регионального уровня мог бы стать конкурс на создание интернет-среды для формирования и хранения школьных электронных портфолио на школьных сайтах. В результате этого конкурса мог бы появиться программный продукт, тиражируемый в масштабах страны (региона). По сложившейся традиции программный продукт для школы должен будет иметь методическую поддержку в виде пособий для пользователей, примеров готовых портфолио, шаблонов портфолио и пр.

 

Резюме

1. Для того чтобы воплотить в жизнь идеи электронного портфолио на школьном сайте, должна быть решена задача образовательного хостинга на федеральном уровне с привлечением региональных и муниципальных образовательных структур к распределенному администрированию пространства школьных сайтов.

2. Единая система рубрикации и единая система метаописаний компонентов электронного портфолио, размещенных на школьных сайтах, поможет организовывать механизмы выборки, ранжирования и поиска портфолио на всем пространстве школьных сайтов.

 

Единый портал

Размещение школьных электронных портфолио на едином федеральном портале является с одной стороны, альтернативным решением проекту размещения электронных портфолио на школьных сайтах. С другой стороны — при определенных условиях эти оба проекта могут дополнять друг друга.

Условием такого объединения станет принятие более четкой трактовки понятия портфолио, позволяющей существенно повысить достоверность и "операционность" электронного портфолио.

В ходе обсуждений результатов эксперимента по внедрению портфолио неоднократно звучали упреки в эклектичности предложенного понятия портфолио, предъявлении к портфолио зачастую прямо противоположных и несовместимых требований. Насколько оправдана перегруженность портфолио, педагогическими задачами, например, такими как "развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся" [1]? Многие учителя могут подтвердить, что подобные задачи ставилась и неплохо решалась раньше без портфолио, иными педагогическими приемами. Какими мотивами обосновано желание авторов федеральной концепции [1] включить в портфолио отзывы родителей, одноклассников? Не для кого не секрет, что подобные отзывы бывают часто однобокими и тенденциозными.

Нечеткая, излишне широкая трактовка базовых понятий предметной области в процессе создания информационной системы неизбежно приводит в излишне сложной архитектуре, запутанной функциональности, сложным интерфейсам. Зачастую прямолинейное копирование бумажных аналогов вызывает также ослабление политики безопасности системы, потерю надежности функционирования системы.

Вернемся к проблеме электронного портфолио. Можно предложить провести иной водораздел между элементами, попадающими на федеральный портал портфолио, и размещаемыми на школьных сайтах.

Федеральный портал должен обеспечивать в первую очередь достоверность портфолио. Это требование должно стать главным. Исходя из него должны соответствующим образом проектироваться механизмы формирования системы хранения электронных портфолио. Поясним данный тезис на примере.

Предположим, что некая организация устраивает конкурс творческих работ, в результате которого должны быть выбраны победители. Организация должна предварительно получить аккредитацию на портале. Пока не заработает электронная цифровая подпись, запрос на аккредитацию оформляется в форме документа с соответствующими подписями и печатью. В письме сообщается информация о мероприятии (формат, ожидаемое число участников и др. — набор конкретных атрибутов уточняется на стадии детального проектирования системы). Заявленное мероприятие регистрируется на портале, организаторы получают реквизиты доступа к сайту, где в дальнейшем они смогут разместить информацию о предмете конкурса, список победителей, творческие работы участников конкурса. Размещение "установочных" материалов конкурса проводится силами оргкомитета, размещение творческих работ может быть доверено самим участникам конкурса.

На портале ведется база данных (депозитарий), в которой собирается информация о конкурсных мероприятиях, организаторах, участниках, результатах конкурсов. На основе хранящихся в базе данных материалов в любой момент можно сформировать портфолио любого школьника, принимавшего участие в зарегистрированных мероприятиях. На портале должна действовать система каталогов, поисковые механизмы, которые позволяют формировать разнообразные запросы. В частности, можно будет выдать запрос "показать портфолио" конкретного ученика. Ответом на такой запрос станет список всех достижений ученика в конкурсных мероприятиях с его участием и его творческие работы.

Аккредитацию на портале сможет получить любая организация, имеющая юридически полноценные реквизиты, в том числе школы и другие образовательные структуры. Аккредитацию могут получить и отдельные граждане (представители образовательного сообщества), если например, заручатся электронной цифровой подписью.

Ссылки на имеющиеся на федеральном портале материалы портфолио будут являться вполне юридически корректными. Будем надеяться, что к таким документам электронного портфолио школьников (выпускников) в вузах будет доброжелательное отношение. Возможно, что электронные портфолио федерального портала приобретут статус документов, которые вузы должны будут принимать к рассмотрению в обязательном порядке.

Что же остается в ведении школьного сайта? Во-первых, на школьном сайте может отображаться актуальная копия портфолио учеников (учителей) с федерального портала. Во-вторых, на сайте размещается типичная информация о школе: история, оснащение, образовательные программы, правила приема, расписание занятий и пр. Кроме того, на школьном сайте могут размещаться сайты школьников.

Деятельность по созданию школьных сайтов и личных сайтов школьников является важной педагогической новацией, позволяющей осваивать новую грамотность — умение читать и писать в интернете [2]. Школьник на своем личном сайте может вести дневник наблюдений как за своим собственным творческим ростом, так и за достижениями своих товарищей. На личных сайтах школьников могут быть открыты книги отзывов, где одноклассники, родители и учителя смогут помещать свои заметки. В свою очередь на школьном сайте могут проводиться коммуникативные проекты, когда школьники будут вступать в активную коммуникацию, обсуждать общие учебные задачи, искать решения поставленных задач. Одним словом, школьный сайт и личные сайты школьников — наиболее подходящее место для "развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся".

 

Резюме

1. Создание единого федерального портала школьных портфолио является наиболее корректным способом формирования юридически достоверных электронных портфолио.

2. Создание портала школьных портфолио существенно обогатит инфраструктуру российского образовательного интернета.

3. Федеральный портал школьных сайтов станет хранилищем юридически достоверных документов. Школьный сайт и личные сайты школьников могут дополнять электронное портфолио документами, не имеющими строгого юридического оформления.

Инициативные проекты

В настоящее время чаще всего в интернете можно встретить сайты инициативных проектов, в рамках которых организуются интернет-мероприятия, публикуются списки победителей и, нередко, представленные на конкурс работы. Один из таких сайтов посвящен Турниру им. Ломоносова (http://olympiads.mccme.ru/turlom/2006/rez_pre/index.htm).

 

 

Стали уже привычным явлением виртуальные выставки детских работ. Из личного опыта авторов, проводившего в 1999 г. интернет-конкурс школьного творчества на сервере "Учебники Москвы" (http://textbook.keldysh.ru/gc99/rubrics/all3.htm), можно однозначно заключить, что существует объективная потребность в мероприятиях такого рода.

 

 

Создание виртуальной экспозиции, организация приема и оценивая работ — дело довольно кропотливое. Программисты-разработчики могут увидеть здесь постановку интересной этюдной задачи — создание системы поддержки организации интернет-выставок и проведения конкурсов. Такая система заметно облегчила бы работу организаторов интернет-мероприятий.

В контексте электронного портфолио вновь обратим внимание на то, что опубликованные материалы результатов конкурсов должны входить в электронное портфолио учеников. Но, как придать необходимый статус сайтам образовательных инициатив, чтобы ссылки на такие сайты убеждали в подлинности размещенных на сайте материалов? Как гарантировать юридическую корректность материалов таких сайтов? Список вопросов можно продолжить. Как включить материалы сайтов интернет-мероприятий в общее информационное поле системы образования? Как обеспечить быстрый и надежный доступ к инициативным сайтам — через обычные средства поиска в интернете, через включение в каталоги поисковых машин, образовательных порталов?

В идеальном варианте, когда заработает единый портал электронных портфолио, организациям можно предложить размещать свои конкурсные материалы на этом портале. Пока же портала не существует, инициативные проекты по организации интернет-мероприятий заполняют пустующую нишу, выполняя свою полезную образовательную функцию.

 

Резюме

1. Инициативные сайты, организующие интернет-мероприятия, в настоящее время дают примеры представления результатов творческих конкурсов, олимпиад, соревнований и т.д.

2. С появлением единого федерального портала школьных портфолио организаторы инициативных сайтов могут воспользоваться услугами развернутых на портале сервисов по представлению результатов интернет-мероприятий.

 

Ссылки по теме

1.     http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc (Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929)

2.     http://textbook.keldysh.ru/literacy/ (М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов. Школа на пути к новой грамотности)

3.     http://edu.kem.ru/forum/topic.php?forum=1&topic=7 ((на сайте департамента образования Кемеровской области)

4.     http://news.orenburg-cci.ru/education/?id=2906

5.     http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15 (городской портал "Красноярское образование")

6.     http://image.websib.ru/05/text_article.htm?454 (Т.Г. Новикова. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт)

7.     http://image.websib.ru/05/text_article.htm?457 (В.К.Загвоздкин. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки)

8.     http://kraioko.perm.ru/docs/20.html (Рекомендации по построению  моделей «портфолио» учащихся начальной и основной и средней общеобразовательной  школы)

9.     http://uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=19 (Управление образования г. Тула)

10. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200406920 (Ольга ДАШКОВСКАЯ Портфолио: за и против)

11. http://design.gossoudarev.com/portfolio.html (Государев И.Б. Веб-портфолио)

12. http://mado.spb.ru/index.php?page=3 («Банк личных достижений учащихся»)

13. http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm (Мосина А.В., Лещенко О. С. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФОРМА ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В МАГИСТРАТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)

14. http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/20050426/innov/1.htm (ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В ШКОЛЬНОМ ИНТРАНЕТЕ)

15. http://www.diaghilev.perm.ru/content/files/doc/4.doc (Школа живой традиции. Мониторинг результативности инновационной деятельности)

16. http://www.bob.ru/sshow.php?ID=1308238 (конкурс на сайте издания "Конкурсные торги")

17.  http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/schools/shk_sch.plx (поисковая система на федеральном портале "Российское образование")

18. http://www.cross-ipk.ru/conf/files/4_14.doc (Полищук С.В.  Информатизация образовательной среды кадетской школы-интерната)

19. http://atlas.nevarono.ru/sc/498/file_4.htm (Программа развития гимназии № 498)

20. http://e-school.by.ru/Project.htm (Проект "Электронная Школа 2007")

21. http://upr.1september.ru/2005/13/6.htm

22.  http://schools.keldysh.ru/list.html (список сайтов московских школ на сервере "Школьные страницы")

23.  http://olympiads.mccme.ru/turlom/2006/rez_pre/index.htm (сайт Турнира им. Ломоносова)

24.  http://textbook.keldysh.ru/gc99/rubrics/all3.htm (сайт конкурса школьных рисунков)