Комфорт и уют нашего дома

 


 

    НОВЫЙ САЙТ (РАЗРАБОТКА)


Комфорт и уют нашего дома

  ВЫШИВКА КРЕСТОМ.«Изготовление праздничной скатерти, салфеток и подушки»

Исполнители:

Болотник Светлана    7в класс.

Дудоладова Анастасия   7в класс.

Гузикова Ольга          7в класс.

Журавлева Мария        7в класс. 

 

Обоснование возникшей проблемы, потребности.

  Мне всегда нравилось украшать интерьер каким-то красивым изделием выполненным своими руками. Недавно в нашей квартире был ремонт, интерьер кухни после которого изменился. Кухня получилась в русском народном стиле, но все же чего-то в нем не хватало.  Недавно, листая журнал по рукоделию, я увидела узор очень красивой скатерти, рисунок которой вышит крестиком в виде геометрических фигур. Очень понравилась цветовая композиция. Я решила вышить на кухонный стол такую скатерть, чтобы можно было в уютной домашней обстановке собраться с семьей за чашкой чая или принять гостей, а красивая скатерть будет радовать меня и родителей, создавая комфорт и уют на нашей кухне.

Выявление основных параметров.

- скатерть, салфетки и подушка должна быть практичными и красивыми;

- размер скатерти должен соответствовать размеру стола, чтобы вышитый рисунок проходил по краю столешницы;

- салфетки и подушка должны быть размером 40см. на 40см.

- изделия должны подходить к интерьеру кухни;

- работа не должна быть дорогостоящей.

Традиции и историческая справка.

  Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Летом, как учит пословица, каждый день год кормит: крестьянину сидеть некогда. Но вот все работы в лугах, полях и огородах закончены, урожай собран, припасы сделаны. Теперь вроде бы торопиться некуда, но и сидеть без дела тоже не приходится. Из дальнего угла достается огромный ткацкий стан – он занимает чуть ли не целую избу и начинается монотонная на первый взгляд, работа. Много полотна надо было наткать за зиму, чтобы хватило и на рубахи, и на рушники, и на скатерти и на многое другое.

  Для народного быта всегда было характерно соревнование, которое рождало творцов, мастеров. Хочется выйти на праздник всех наряднее- изволь прясть и ткать не только много, но и тонко, ровно и красиво.

  Много веков крестьянская Россия была одета  в овчину и холст. Сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица! И дело тут не только в количестве. Тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавать по наследству. Полотенца и скатерти тоже служили нескольким поколениям.

  Женская половина населения пряла, ткала, вышивала праздничную одежду, скатерти столешники, рушники, края покрывала- подзоры, все было украшено тканым или вышитым  орнаментом.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.

  Традиции вышивального искусства постоянно развивались, а с 18 века вышивка входит в жизнь всех слоев населения. Вышивкой украшали предметы быта, повседневную и праздничную одежду, головные уборы. Изделия, как правило выполнялись из недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивка на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром ( т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняла роль оберега. В вышивке  скатерти и полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, связанные с культом плодородия  культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до середины двадцатого века сохраняются древние символы.

  Наиболее распространенным  мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по разному и имеет различные значение. Ромб с крючком в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери- прародительнице, непосредственном  начале всех рождений на земле. Ромб- «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного « цвета» молнии, которая разит демонов и оберегает скот. В числе мотивов была «розетка», состоящая из восьми лепестков- лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает « мировое дерево» - дерево жизни.

  Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему назначению.

   Вышивка делилась на « городскую» и «деревенскую» или крестьянскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей из Запада, народная же вышивка была связанна с обычаями и обрядами русского крестьянства, поэтому сохранила свои традиции, мотивы и назначение до наших дней. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.  На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

  К старинным русским швам, применяемым в вышивке относятся роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мстерская гладь. Позже появились цветная перевить, крестецкая строчка, вырезы, цветная и белая гладь.

   В последнее время вышивка крестом переживает настоящий бум. Его никак нельзя назвать забытым женским рукоделием. Никогда за последние десятилетия у нас не выходило столько специализированных журналов, не продавалось столько наборов для вышивания и всевозможных аксессуаров. Моя запасливая бабушка когда-то скупала нитки про запас, сегодня она могла бы выбрать из сотен оттенков различных марок все, что ей необходимо. Рукоделие это не очень сложное, поэтому им занимаются и тургеневская девушка, и домохозяйки, и пенсионеры, и даже некоторые мужчины, хотя в этом редко признаются. При всей простоте, в вышивке крестиком есть свои тонкости, соблюдая которые, можно быть уверенным в том, что работа вас порадует. Это правильный подбор ниток « мулинэ», побор ткани, рсчет  рапрота рисунка на ткани, закрепление ниток без узелков, вид применяемого крестика и конечно оформление работы.

Выбор ткани, инструментов и оборудования.

   Материалы: « канва» плотного переплетения, нитки « мулинэ» х\б, иголка с тупым острием и широким ушком, схемы вышивки, пяльцы среднего диаметра, х\б ткань белая, лента атласная розового цвета шириной 2,5 см, и белого цвета шириной 5 см, ситепон.

  Инструменты:

  1. Швейная машина
  2. Утюг
  3. Гладильная доска
  4. Нитки х\б № 50 белого цвета
  5. Иглы ручные № 3
  6. Сантиметровая лента, линейка, простой карандаш
  7. Персональный компьютер для оформления проекта
  8. Принтер для вывода набранного текста
  9. Листы для печати
  10. Сканер.

Области наук, используемые при выполнении проекта.

   В процессе выполнения проекта я использовала знания, полученные при изучении многих разделов технологии:

- технология - при раскрое, работе с тканью, технологические процессы при изготовлении скатерти, подушки и салфеток.

- творческий дизайн, при составлении схемы на салфетки и подушку.

-  композиционное построение при расчете схемы рисунка.

- материаловедение, при подборе материалов.

- элементы машиноведения, при работе на машине.

- цветоведение, при подборе гармоничной цветовой гаммы на подушку и салфетки.

- математика, при расчете рапорта рисунка на канве, расчете расходов материалов и денежные расчеты.

- рисование, при разработке эскизов альтернативных моделей.

- эстетика, при воплощении желаемой эстетической идеи в изделие.

- информационные технологии, при работе с компьютером, принтером и сканером.

Последовательность выполнения работы.

1. Подобрать канву с плотным мелким переплетением.

2. Выполнить расчет количества ткани на скатерть, салфетки и подушку. Для скатерти необходимо 150 см канвы при ширине ткани 150 см, на салфетки и подушку нам понадобиться три кусочка канвы размером  40 на 40 см.

3. Выкроить нужные размеры канвы с учетом припусков на обработку, в подушке и салфетках эта величина составит 3 см по каждому срезу.

4. Выполнить расчет рапорта рисунка на ткани тремя точками, в нижнем левом углу, верхнем левом углу и нижнем правом углу.

5. Подобрать х\б нитки « мулинэ» розового, бледно розового, красного и черного   

   цвета.

6. Приступить к вышивке схемы рисунка основным розовым цветом.

  1. Вышить весь рисунок основным цветом.
  2. Вышить рисунок красным цветом.
  3. Выполнить окантовку рисунка черной ниткой в одно сложение швом « назад иголку».
  4. Вышивать необходимо без узелков, аккуратно, соблюдая правила и точно по расчету рисунка.
  5. Регулярно проверять качество работы.
  6. После вышивки, работу необходимо постирать вручную, при температуре воды 30 градусов с любым моющим средством.
  7. Отутюжить изделия с изнаночной стороны.
  8. Для подушки подготовить х\б ткань к раскрою.
  9. Раскроить чехол на подушку.
  10. Сшить чехол, оставляя отверстие для набивки ситнтепона,  заполнить его синтепоном, отверстие, через которое набивался синтепон, застрочить.
  11. По краю вышитой подушки приметать атласную ленту, выполняя одновременно складки.
  12. Обтачать подушку х\б тканью белого цвета, складывая детали лицевой стороной во внутрь, выполняя запах для того, чтобы можно было вышитую наволочку вдеть на подушку.
  13. Такую же операцию выполняем на салфетках, приметываем атласные ленты, притачиваем х\б ткань, только без запаха. Салфетки получаются на х\б подкладке.
  14. Края скатерти обрабатываем швом в подгибку с закрытым срезом, и выполняем ВТО.

Самооценка.

   Самооценка предполагает строгий самокритичный контроль своей работы. При определении конкретной задачи я поставила перед собой несколько целей. Теперь я должна выяснить, выполнила  ли я все так, как предполагалось и в конце концов я должна сделать вывод. Всю работу я выполнила самостоятельно. Материальные затраты при таком виде изделий невелики, поэтому я считаю, что поставленная мной задач- как можно меньше потратить, выполнена. Так как моя работа была оценена довольно высоко моими родными и учителем, то я считаю, что моя работа выполнена профессионально и аккуратно, хотя некоторые недостатки все же есть.

  В целом я довольна своей работой, я добилась желаемой цели – изготовила  праздничную скатерть, и украсила интерьер кузни.

  В процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась со всеми.

  Бесспорно, существуют многие работы, которые выполнены аккуратнее и профессиональнее моей, но мое изделие мне дороже, потому что я вложила в него свои силы, душу, умение и много времени. Мне очень нравится моя работа, и я считаю, что все задачи, которые я поставила перед собой, выполнила.   

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru